Одним из преимуществ материнского грудного вскармливания, безусловно, является то, что оно обеспечивает новорожденному правильную предрасположенность для физиологического развития полости рта, оптимизации формы нёба, правильного выравнивания зубов и снижения риска неправильного прикуса
Здравый смысл и научные исследования указывают на грудное вскармливаниекак на лучший способ кормления младенца.
Преимущества для общего здоровья, в отношении ребенка, документируются годами: идеальное питание, лучшие возможности усвоения, снижение риска возникновения пищевой аллергии, предрасположенность к адекватному психологическому развитию, лучшая иммунологическая защита и т.д. и т.п.
Другим большим преимуществом грудного вскармливания является то, что оно обеспечивает новорожденному ребенку правильную предрасположенность к физиологическому развитию полости рта, оптимизацию формы нёба, правильное выравнивание зубов и снижение риска неправильного прикуса.
Для того чтобы понять риски, связанные с кормлением молочными смесями, необходимо сначала понять, как работает грудное вскармливание: когда начинается собственно сосание, движения челюсти вниз толкают язык к нёбу, сжимая область вокруг соска и заставляя молоко течь в рот. После определенного количества сосаний (в среднем от трех до пяти) молоко, собранное во рту, проглатывается. Вначале последовательность сосательных движений быстрая, а затем, в процессе кормления, она становится регулярной и ритмичной. Ритм дыхания ребенка синхронизируется с ритмом сосания/глотания. Подводя итог, можно описать в три этапа, как ребенок питается из груди матери: сосет, сжимает, глотает.
Во время искусственного кормления (с помощью бутылочки) отсутствует передне-заднее движение язычно-челюстного комплекса. Ребенок кормится с пониженной мышечной активностью, челюсть совершает в основном вертикальные движения и меньше растет, и матери часто виновато увеличивают одно и то же отверстие в соске бутылочки, чтобы ускорить операцию. Короче говоря, при искусственном вскармливании ребенок учится кормить себя пассивно, с малой языковой и губной активностью и, прежде всего, принимая нетипичную и в значительной степени неправильную языковую и нижнечелюстную позу. Негативное влияние искусственного вскармливания на черепно-челюстную структуру не заканчивается на этапе кормления: ребенок запоминает различную языково-лабиальную и глотательную организацию, сохраняет ее даже после перехода на смешанное вскармливание, а при отсутствии адекватного логопедического и стоматологического лечения — очень часто на всю жизнь. Установившийся иной функциональный паттерн изменяет механизмы, ответственные за контроль развития черепно-челюстной системы, способствуя или определяя возникновение большого количества проблем и пороков развития.
Значительный сравнительный показатель может быть представлен детьми стран третьего мира по отношению к детям развитых стран. У африканских детей, у которых в возрасте от трех до шести лет было только длительное традиционное кормление без бутылочки, частота испорченных привычек и неправильного прикуса близка к нулю. В африканских странах, где, тем не менее, существует скромный уровень неонатальной помощи, ситуация ухудшается, а там, где есть центральная больница, проблемы гораздо ближе к тем, что существуют в западных странах.
Вполне вероятно, что объяснение кроется в поведенческой модели матерей, которые в деревнях на холмах кормят своих новорожденных исключительно грудью в течение двух лет, в то время как в районах, где есть медицинская помощь или присутствуют миссионерские больницы с влиянием западных медицинских структур, они полностью или частично заменяют исключительно естественное грудное вскармливание искусственным.