Влияние грудного вскармливания на формирование полости рта

Одним из преимуществ материнского грудного вскармливания, безусловно, является то, что оно обеспечивает новорожденному правильную предрасположенность для физиологического развития полости рта, оптимизации формы нёба, правильного выравнивания зубов и снижения риска неправильного прикуса

Здравый смысл и научные исследования указывают на грудное вскармливаниекак на лучший способ кормления младенца.

Преимущества для общего здоровья, в отношении ребенка, документируются годами: идеальное питание, лучшие возможности усвоения, снижение риска возникновения пищевой аллергии, предрасположенность к адекватному психологическому развитию, лучшая иммунологическая защита и т.д. и т.п.

Другим большим преимуществом грудного вскармливания является то, что оно обеспечивает новорожденному ребенку правильную предрасположенность к физиологическому развитию полости рта, оптимизацию формы нёба, правильное выравнивание зубов и снижение риска неправильного прикуса.

Для того чтобы понять риски, связанные с кормлением молочными смесями, необходимо сначала понять, как работает грудное вскармливание: когда начинается собственно сосание, движения челюсти вниз толкают язык к нёбу, сжимая область вокруг соска и заставляя молоко течь в рот. После определенного количества сосаний (в среднем от трех до пяти) молоко, собранное во рту, проглатывается. Вначале последовательность сосательных движений быстрая, а затем, в процессе кормления, она становится регулярной и ритмичной. Ритм дыхания ребенка синхронизируется с ритмом сосания/глотания. Подводя итог, можно описать в три этапа, как ребенок питается из груди матери: сосет, сжимает, глотает.

Во время искусственного кормления (с помощью бутылочки) отсутствует передне-заднее движение язычно-челюстного комплекса. Ребенок кормится с пониженной мышечной активностью, челюсть совершает в основном вертикальные движения и меньше растет, и матери часто виновато увеличивают одно и то же отверстие в соске бутылочки, чтобы ускорить операцию. Короче говоря, при искусственном вскармливании ребенок учится кормить себя пассивно, с малой языковой и губной активностью и, прежде всего, принимая нетипичную и в значительной степени неправильную языковую и нижнечелюстную позу. Негативное влияние искусственного вскармливания на черепно-челюстную структуру не заканчивается на этапе кормления: ребенок запоминает различную языково-лабиальную и глотательную организацию, сохраняет ее даже после перехода на смешанное вскармливание, а при отсутствии адекватного логопедического и стоматологического лечения — очень часто на всю жизнь. Установившийся иной функциональный паттерн изменяет механизмы, ответственные за контроль развития черепно-челюстной системы, способствуя или определяя возникновение большого количества проблем и пороков развития.

Читайте по теме:  Система управления? Это бьющееся сердце стоматологической практики

Значительный сравнительный показатель может быть представлен детьми стран третьего мира по отношению к детям развитых стран. У африканских детей, у которых в возрасте от трех до шести лет было только длительное традиционное кормление без бутылочки, частота испорченных привычек и неправильного прикуса близка к нулю. В африканских странах, где, тем не менее, существует скромный уровень неонатальной помощи, ситуация ухудшается, а там, где есть центральная больница, проблемы гораздо ближе к тем, что существуют в западных странах.

Вполне вероятно, что объяснение кроется в поведенческой модели матерей, которые в деревнях на холмах кормят своих новорожденных исключительно грудью в течение двух лет, в то время как в районах, где есть медицинская помощь или присутствуют миссионерские больницы с влиянием западных медицинских структур, они полностью или частично заменяют исключительно естественное грудное вскармливание искусственным.