Обзор темы «Ортодонтия»

Я много писал об ортодонтии (или более сложным термином ортогнатодонтия, который описывает еще более сложную науку, учитывающую множество других аспектов, таких как осанка, позвоночник и т.д.). Теперь я хотел бы еще раз подвести итог и изложить тему в простой и схематичной форме для многих родителей, у которых нет четких представлений, возможно, просто потому, что они никогда не проходили через это.

ПРИЧИНЫ СТАВИТЬ БРЕКЕТЫ НАШИМ ДЕТЯМ

Как всегда, существует ЭСТЕТИЧЕСКАЯ мотивация, которая является самой ясной из всех и заставляет родителей двигаться первыми (но это неверно, потому что, как мы увидим, неправильный прикус может присутствовать без явного нарушения эстетики. Поэтому не на основании этого родитель может судить о том, в порядке ребенок или нет, а необходимо посетить стоматолога-ортодонта). Малокклюзия (т.е. все те ситуации, которые отклоняются от идеального смыкания, для чего рот был создан Господом и Природой) может иметь последствия, выходящие далеко за рамки эстетики. Сегодня многие знают, что это может иметь ПОСТОЯННЫЕ последствия, в частности, для позвоночника: при неправильном смыкании зубов может возникнуть дисбаланс в положении и мышечные напряжения, которые раздражают взрослых, но уже негативно влияют на гармоничный рост детей. Причины такой корреляции объясняются в других моих статьях, но иногда имеет место дисфункция языка из-за длительного использования пустышки или бутылочки, или короткой уздечки. Но возвращаясь к последствиям неправильного прикуса, помимо эстетики и осанки, мы можем вспомнить о процентном увеличении КАРИЕСА в течение жизни и, прежде всего, о том, что, как мне кажется, не очень хорошо известно широкой публике: повышенная вероятность ПАРОДОНТАЛЬНОГО заболевания — пиореи в зрелом возрасте. Это страшное патологическое состояние, которое приводит к потере зубов из-за ретракции опорных тканей (десны и кости), в основном вызвано бактериальной инфекцией тканей пародонта. Неправильный прикус является одной из самых сильных причин, предваряющих и способствующих развитию этих негативных ретракционных явлений. Причина этого кроется как в сложности, в случае неправильного прикуса, проведения правильной гигиены, так и в том, что если зубы плохо прилегают друг к другу, они плохо работают, скажем так, «не по центру», и поэтому корни «напрягаются» хронически на протяжении всей жизни, что приводит к ретракции тканей раньше, определенно. В качестве других последствий неправильного прикуса мы можем рассматривать также проблемы, связанные с функционированием мышц OCULAR, или развитие DCM, кранио-мандибулярные нарушения, очень раздражающие, вплоть до синдрома Костена, описанного мной в другой статье, на которую я вас отсылаю. ….

Здесь также необходимо развеять множество негативных мифов. Существует большая группа родителей, врачей, педиатров, стоматологов и даже ортодонтов, которые считают, что мы должны вмешиваться, когда у ребенка есть все постоянные зубы. Это явная ошибка. Для целого ряда пороков развития может быть слишком поздно и не успеть. Если есть изменения в структуре костей (как учит нас статистика) (возможно, связанные с головокружительным ростом испорченных привычек, как мы увидим через некоторое время), это должно быть решено как можно раньше, используя потенциал роста. Приведем хорошее сравнение: если у меня есть красивый цветочный саженец, который растет не очень прямо, то чем быстрее я поставлю на него скобу, тем быстрее он выпрямится и будет хорошо расти. Вмешательство в нужное время, т.е. на ранней стадии, гарантирует максимальный успех при минимальных затратах времени и усилий. Это не мало! Поэтому нет смысла откладывать, за исключением тех случаев, когда в первом классе наблюдается небольшая скученность, которую, возможно, удастся устранить с ростом. Но это минимальная, бесконечно малая часть вселенной неправильного прикуса: все остальные необходимо выявлять на ранней стадии, но чтобы понять, в чем именно дело, потребуется точный и хорошо проведенный ДИАГНОЗ. Для того, чтобы понять, есть ли неправильный прикус или нет, и какова степень вовлечения костной структуры в ортодонтическое изменение, необходимо провести диагностическое исследование, которое даст нам эти данные, которые, с другой стороны, мы никогда не сможем получить при простом посещении или только с помощью гипсовых моделей, или даже при простом наблюдении рентгеновских снимков. Данные рентгеновского снимка должны быть переданы на ЦЕФАЛОМЕТРИЮ — исследование, которое выявляет точную структуру костей ребенка. Ничего сложного, мы начинаем с тщательно сделанных рентгеновских снимков, ведь слово «кафалометрия» означает «измерение структур черепа». На основании этого можно понять — однозначно — есть ли изменение костных оснований, что это такое и как его лечить: на основании этого обследования ставится диагноз, прогноз и терапия, то есть устанавливается, можно ли это вылечить и как, с помощью какого устройства и т.д. Все, что отклоняется от этого подхода, является предметом догадок, проб и ошибок. Если я начну с точного диагноза, я смогу назначить правильное лечение, которое даст максимальный эффект в кратчайшие сроки и защитит пациента от риска рецидива, что является самым худшим из всего. .. то есть, что после окончания лечения что-то восстанавливается и все возвращается на круги своя. Чтобы лучше объяснить, приведу еще один очень упрощенный пример: если у ребенка инфекция миндалин, если врач вместо того, чтобы давать общий антибиотик широкого спектра действия, сделает мазок из глотки с культурой и антибиограммой, он узнает, какой микроб там находится и какой антибиотик наиболее эффективен и активен: следовательно, минимум времени, минимум доз и полное выздоровление. То же самое касается и ортодонтического лечения: Повторяю, за полным диагнозом следует правильное лечение, кратчайшее по времени и усилиям, без попыток на глаз, но все целенаправленно и точно, и поэтому успех, а не рецидив. .. Поэтому помните (я позволяю себе сильное заявление, но есть много исследований и опыта, не только моего, но и исследовательской группы Туринского университета, которая является одной из лучших в этом вопросе), что следует опасаться тех, кто ставит диагноз и предлагает лечение на глаз, не проведя предварительно полную диагностику с помощью цефалометрии. Конечно, визит к стоматологу, специализирующемуся на ортодонтии, может рассказать нам много информации и принять решение о проведении или не проведении (в зависимости от состояния ребенка) цефалометрии, но только после этого будут известны все истинные директивы и детали лечения. Итак, последовательность такова: очень ранний визит к ортодонту (уже в 1-2-3 года, чтобы перехватить испорченные привычки, как мы увидим в ближайшее время) — а затем примерно в первом классе или в последний год детского сада, чтобы увидеть, есть ли возможность неправильного прикуса со скелетным компонентом — если есть такая ситуация, анализ структуры с помощью цефалометрии и на основе диагноза возможное лечение, как можно раньше.

ПРИЧИНЫ НЕПРАВИЛЬНОГО ПРИКУСА — ПОРОЧНЫЕ ПРИВЫЧКИ

Неправильный прикус может возникнуть по нескольким причинам. Самый классический — это генетика, наследственность. Но существует также множество «приобретенных» причин, то есть причин, которые часто возникают с самых ранних лет жизни ребенка, которые можно объединить в категорию «испорченные привычки». Это касается длительного использования манекенов и бутылочек для кормления, которые иногда создают деформации и неправильный прикус. Это повреждение может быть прямым (из-за длительного присутствия и действия пустышки или бутылочки, или даже сосания пальца, которое является настоящей взрывной миной для окклюзии) или косвенным. На самом деле, использование бутылочки только для того, чтобы позавтракать утром (поэтому несколько минут использования, казалось бы, безвредны) может помешать правильному созреванию языковой осанки. То есть, из-за испорченных привычек, описанных выше, язык всегда остается в низкой, неправильной позе и никогда не развивает движения взрослого глотания (назад и вверх, массируя и развивая нёбо. Мы глотаем 1500-2000 раз в день, даже ночью во время сна, и язык на самом деле является очень мощной мышцей (а также связан с отдаленными участками, например, с озо-гипоидной мышцей, с мышцами позвоночника. И поэтому, если движения всегда направлены в неправильные области из-за низкой осанки, существует большая вероятность возникновения неправильного прикуса (класс II, открытый прикус, класс III и т.д.), который потом очень трудно вылечить. Сочетая этот неправильный стимул в тех областях, где его не должно быть, отсутствие стимуляции нёба и его естественное последующее недостаточное развитие, мы можем легко понять, как ситуация прогрессивно ухудшается по мере роста ребенка. На самом деле, если в основе неправильного прикуса лежит искривление глотания (вызванное, как мы уже говорили, чрезмерным использованием пустышек и бутылочек для кормления или длительным перекармливанием, или короткой язычной уздечкой, как мы увидим через некоторое время), то это «ингрессирует», то есть всегда становится хуже, год от года. Поэтому часто последовательность действий такова: испорченная привычка может создать прямой ущерб (например, «обременение» манекеном) или обусловить отклоняющееся глотание, которое, даже когда больше нет манекенов и бутылок, фатально продолжает 1500-2000 раз в день оказывать неправильное давление на своды. На этом этапе, помимо отказа от испорченных привычек, становится необходимой миофункциональная логопедия. Упражнения логопеда, которые необходимо выполнять как можно скорее (но, очевидно, после прекращения использования пустышки, бутылочки, пальца и т.д.) и которые необходимо выполнять, помимо посещения логопеда, каждый день дома в течение нескольких минут. Искривленное глотание — очень трудная для освоения привычка, требующая утомительных, но постоянных ежедневных упражнений ребенка, начинающихся как можно раньше, совместимых с возрастом. Я много говорил о пустышках и бутылочках для кормления, но сосание пальца — самая серьезная из всех испорченных привычек, и иногда ее можно вылечить только с помощью соответствующей ортодонтической терапии (после испробования психологических подходов или различных уловок). Наиболее серьезные случаи пороков развития зубных дуг часто связаны с сосанием пальцев.

Читайте по теме:  Бесспиртовой ополаскиватель для полости рта


РОТОВОЕ ДЫХАНИЕ
. Среди причин неправильного прикуса, которые можно отнести к вредным привычкам, есть и оральное дыхание, то есть все те ситуации оториноларингологического происхождения, при которых ребенок не может правильно дышать через нос из-за различных препятствий, таких как аденоидит и т.д., а пользуется в основном (круглый год, летом и зимой, при простудах или нет) ртом. Это вызывает неправильный прикус, такой как перекрестный байт или узкое нёбо, открытое и т.д., по различным механизмам: как потому, что неиспользование верхних дыхательных путей (с которыми анатомически связаны нёбо и верхняя дуга) препятствует правильному росту верхней челюсти, так и потому, что ротовое дыхание также обуславливает низкое, неправильное положение языка, как мы описали выше. Задача отоларинголога — постараться как можно скорее восстановить правильное дыхание растущего ребенка, но это не только по ортодонтическим причинам, но и потому, что у ребенка, который не дышит носом, возникает целый ряд возможных проблем, не менее актуальных, таких как трудности с ростом, вниманием, повышенная частота респираторных заболеваний, трудности с занятиями спортом на соревновательном уровне, сонливость, нарушение внимания и т.д.


ФУНКЦИОНАЛЬНАЯ АППАРАТНАЯ ТЕРАПИЯ

Выбор типа ортодонтического аппарата, фиксированного, мобильного и т.д., никогда не зависит от наших желаний (как родителей, ребенка или врача), а зависит от того, что является правильным в соответствии с диагнозом сравнительной цефалометрии. Поэтому то, что можно вылечить с помощью мобильного аппарата, нельзя вылечить с помощью стационарного аппарата и наоборот. Лишь в редких случаях может быть выбор между равноценными методами лечения, но выбор, основанный на диагнозе, обычно однозначен и является наилучшим. Если основой неправильного прикуса является изменение скелетной структуры (точный диагноз всегда ставится на основании цефалометрии), вызванное генетическими или, особенно, функциональными факторами (отклонения при глотании и т.д.), категория аппаратов первого выбора — это функциональные аппараты, PCF или PFB (или, как профессор Бракко, основатель школы ортодонтии Туринского университета, членом которой я являюсь с 1980-х годов, называет их «функционализирующими», или функционально-создающими). Фактически, эти брекеты способны выполнять множество действий, уникальных в панораме ортодонтических аппаратов, таких как коррекция зубов, кости и даже функции. Это происходит благодаря специальному, мягкому воздействию на глотание, которое перевоспитывается так же, как и упражнения логопеда (очевидно, это не означает, что эти упражнения не полезны, наоборот, но это синергетические и «совместные» действия, которые усиливают друг друга в трудной работе по перевоспитанию глотания). Это мобильные аппараты, всегда очень хорошо принимаемые детьми (но хорошо начинать как можно раньше, как только рождаются зубы, которые будут служить «якорем», как по причинам, описанным выше, для раннего выпрямления растений, так и потому, что чем раньше начать, тем охотнее маленькие пациенты принимают аппарат, и сотрудничают без каких-либо трудностей), они не болят, их легко носить, вы можете хорошо говорить, конечно, не так, как если бы аппарата не было, но в совершенно понятной манере. .. Возвращаясь к действиям, можно сказать, что аппараты этого класса способны изменить форму височно-нижнечелюстного сустава у растущего ребенка, измененную в некоторых случаях неправильным прикусом, и таким образом предотвратить или исправить нарушения осанки позвоночника. Они также перевоспитывают жевательные циклы, нарушенные, например, перекрестным байтом, односторонним или двусторонним обратным прикусом, что является основополагающим для обеспечения здоровья ребенка и восстановления баланса всей нервно-мышечной системы, связанной с окклюзией, по мере исправления неправильного прикуса. Действие мягкое и постепенное, полностью физиологичное, потому что они используют сами мышцы и язык, чтобы направить силы в нужное русло. Никаких винтов для вращения или внешних сил. Вся стоматогнатическая система, зубы, кости, мышцы, суставы, команды мозга и т.д. постепенно приводятся в равновесие. Все это невозможно при использовании стационарного аппарата. Конечно, я не против несъемных брекетов, которые мы всегда используем для исправления смещений и скученности. Но сначала нужно использовать функциональную, если цефалометрия указывает на структурные изменения. После того, как функциональные или так называемые ортопедические аппараты, аналогичные функциональным для II или III класса, довели окклюзию до первого класса, после исправления открытого глубокого перекреста и т.д., то если скученность остается (зубы не ровные, смещенные), то обязательно нужен несъемный аппарат. Но функциональные брекеты, используемые на ранних стадиях, также предотвращают необходимость в несъемной аппаратуре, поскольку, способствуя гармоничному развитию дуг, расширяя их и т.д., они также помогают создать выравнивание. Во всех тех случаях, когда не хватает места или если лечение было начато слишком поздно, тогда потребуется несъемный аппарат, но в тех случаях, когда функциональный аппарат был необходим заранее, он будет намного короче по времени: если «почва» была подготовлена функциональным аппаратом (в тех случаях, когда он был необходим), то несъемный аппарат наступает намного быстрее, снижая, помимо прочего, гигиенический риск. В этой связи следует сказать, что функциональный аппарат нисколько не кариозен, и это еще одно заметное преимущество для наших детей, которые иногда так ленивы со своей зубной щеткой (которая должна идеально использоваться с несъемным аппаратом!). Последним аспектом для этого класса аппаратов является рецидив — настоящий бич всего ортодонтического лечения. Функциональные брекеты, именно потому, что они действуют глубоко положительным корректирующим образом на структуру и причины (глотание, мышечный дисбаланс и т.д.), являются теми аппаратами, которые в меньшей степени, чем любые другие аппараты, предотвращают и избегают рецидивов, т.е. того, что после того, как «идеальный» ребенок будет закончен и передан обратно, что-то снова появится нежелательным образом. Наконец, следует сказать, что функциональная ортодонтия и остеопатия очень хорошо уживаются друг с другом, поскольку и в этом случае, как и в миофункциональной терапии логопеда, имеет место синергетическое действие в унисон схожих принципов терапии и направленное в одну сторону коррекции.

TAG: обзор вопросов ортодонтии