Неконституционное правило рекламы в здравоохранении: АНКОД обращается в суд

Согласно пресс-релизу, опубликованному Национальной ассоциацией стоматологических центров (ANCOD), новые положения о рекламе в сфере здравоохранения — которые вступили в силу с 1 января с обнародованием Закона о бюджете на 2019 год, статья 1, пункты 525 и 536, закон № 145/2018 —противоречат конституционным принципам свободы предпринимательства(статья 41 Конституции), либерализации профессий и конкуренции.

Более того, они также «противоречат фундаментальным национальным и европейским правилам и принципам, касающимся свободы предоставления профессиональных услуг и свободы учреждения, а также национальным правилам либерализации рекламы медицинских услуг и положениям медицинской этики по данному вопросу».

По причинам, перечисленным выше, ANCOD решил подать жалобу в Генеральный директорат Европейской комиссии COMP — конкуренция и GROW — внутренний рынок, промышленность, предпринимательство и МСП, чтобы это правило было рассмотрено парламентом, и была начата проверка законности. Речь идет о следующих пунктах:

  • абсолютный запрет на сообщения рекламного или наводящего характера в медицинской информации;
  • законность дисциплинарной деятельности приказов в отношении медицинских директоров структур, распространяющих рекламу, не ориентированную на деонтологию, и подчинение AGCOM (Управление по гарантиям коммуникаций), а не AGCM (Управление по конкуренции и рынку), как это было до сих пор, для наложения возможных санкций на компании-заказчики;
  • обязательство для медицинских директоров быть зарегистрированными в территориальном приказе, в котором находится операционный центр структуры, которой они руководят, чтобы обеспечить прямой деонтологический контроль со стороны самих приказов.

Как говорится в заключении, предоставленном ассоциации адвокатомВинченцо Черулли Ирелли, профессором административного права юридического факультета Римского университета La Sapienza, «Введение таких ограничений представляется несоразмерным и необоснованным, а также сильно ограничивающим принцип конкуренции. Реклама медицинской информации фактически уже хорошо регулируется: согласно Закону Берсани и Указу Президента № 137 от 2012 года, информация должна быть объективной, правдивой, прозрачной и не должна вводить в заблуждение, быть двусмысленной или уничижительной; четкие параметры, выраженные, в частности, в статье 56 Кодекса медицинской этики, теперь применяются в соответствии с ежегодным законом о рынке и конкуренции (Закон № 124/2017) также к коммерческим компаниям, работающим в стоматологическом секторе».

Читайте по теме:  Униформа стоматолога

Более того, «ограничение информации медицинской рекламы только данными, функциональными для защиты здоровья, не оправдано даже в свете предполагаемого «уважения к свободному и сознательному определению пациента, в целях защиты общественного здоровья, достоинства личности и его права на правильную медицинскую информацию«. Правильная медицинская информация, пригодная для свободного и сознательного выбора пациента, на самом деле является той, которая содержит в однозначной, корректной и прозрачной форме наибольшее количество информации относительно имеющихся специальностей, используемого технического оборудования, организационного характера медицинской практики, состава референтного персонала, а также экономического профиля предлагаемых медицинских услуг».

Что касается, с другой стороны, обязательства для частных медицинских учреждений иметь медицинского директора, который является членом Ордена хирургов и стоматологов города, в котором находится операционный офис учреждения, Ирелли утверждает, что «такое положение является незаконным, поскольку оно нарушает европейское законодательство о свободе предоставления услуг и свободном перемещении специалистов (Директива 7.2005/36/EC, в частности, статьи 34-37), а также национальное законодательство, позволяющее любому специалисту, зарегистрированному в Реестре, осуществлять профессиональную деятельность на всей территории государства (закон от 25.7.1985 № 409, статья 4.). Мало того, помимо введения неоправданного территориального ограничения, положение, содержащееся в пункте 536 Закона № 145, создает огромные законодательные различия между частными лечебными учреждениями и государственными, поскольку последние не обязаны иметь территориального медицинского руководителя».