Социальные сети как инструмент для профессионального обновления

Прошло более 10 лет с тех пор, как Ричард Смит, исторический редактор Британского медицинского журнала, опубликовал статью с пророческим названием «Приобщайтесь к веб 2.0 или станьте вчерашним человеком «1 . С тех пор способ, с помощью которого многие врачи и стоматологи общаются, информируют и обновляют себя в Интернете, изменился на 2-4 . Это произошло в основном благодаря появлению социальных медиа-платформ и социальных сетей, контент которых часто является результатом сотрудничества, обмена и обсуждения между несколькими людьми.

Фактически, недавний опрос, проведенный в США, показал, что 51% стоматологов используют социальные сети, отдавая особое предпочтение Facebook (97%), за которым следуют LinkedIn (38%) и Twitter (32%)5 . Причины, по которым они внедрили социальные стратегии в свою работу, в основном связаны с вопросами маркетинга и продвижения своих услуг, возможностью общаться со своими пациентами и более эффективным присутствием в сети. Наряду с этими причинами есть и другие, не менее веские.

Например, социальные сети можно использовать для обучения и повышения квалификации. Многие первичные и вторичные источники открыли каналы на основных платформах социальных сетей, чтобы быстрее дойти до своих читателей. Образование — еще одна область, в которой социальные сети используются в стоматологии. Об этом свидетельствует опыт нескольких американских университетов, которые используют Twitter как канал для студентов, чтобы задавать и получать вопросы 6 . Но именно возможность создания профессиональных сетей (используя группы, которые можно создать на основных платформах социальных сетей или так называемые виртуальные сообществаили онлайн-сообщества) побуждает многих стоматологов использовать социальные сети с целью преодоления изоляции, к которой они часто вынуждены. Очевидно, что во времена фальшивых новостей и постправды социальные сети не свободны от опасностей: качество информации, дезинформация, возможный ущерб имиджу медицинской и стоматологической профессии, отсутствие конфиденциальности — вот некоторые из аспектов, которые необходимо учитывать, когда стоматолог решает войти в социальный мир.

Социальные сети

Социальные сети коренным образом изменили способы информирования и общения. Эти инструменты обладают огромным потенциалом для распространения контента «вирусным» способом, поскольку они могут опираться на практику «сарафанного радио», автоматизированную здесь через функцию «последователей», «контактов» и «друзей «3 . Поэтому не случайно, что эти инструменты используются теми, кто обычно производит информацию, чтобы распространять свой контент там, где его с наибольшей вероятностью будут читать, делиться, обсуждать и передавать на другие социальные платформы. Среди наиболее часто используемых сегодня инструментов социальных сетей — YouTube, Facebook и Twitter.

YouTube

Платформа социальной сети, которая позволяет любому человеку искать, просматривать, публиковать и обмениваться видео любого характера.
Сегодня в Италии каждый второй житель пользуется этой платформой, уступая по количеству пользователей только Facebook 7 .
На YouTube все чаще появляются видеоролики, касающиеся стоматологии, которые часто распространяются через специальные институциональные «каналы» (Таблица 1).

Научные общества особенно активны в этой области. Через YouTube они предоставляют образовательные материалы и содержание конференций, о чем свидетельствует опыт Американской стоматологической ассоциациии Британской стоматологической ассоциации. Медицинские журналы (например, JAMAJAMA, New England Journal of MedicineNew England Journal of Medicineи British Dental Journal) также начали использовать YouTube для распространения интервью с авторами наиболее интересных статей, представления клинических случаев и иллюстрации хирургических и диагностических методов. Все чаще медицинские организации, такие как Национальный институт стоматологических и кранофациальных исследований(один из институтов, входящих в состав Национальных институтов здравоохранения США), присутствуют на YouTube, предлагая видеоролики о своей основной исследовательской деятельности. В области стоматологии в Италии стоит отметить присутствие FNOMCeO и ANDI на YouTube, через который эти две организации представляют свою деятельность своим членам.
Видеоматериалы, опубликованные этими организациями, являются надежными с точки зрения качества и научной обоснованности. Это, как правило, не относится к видео, опубликованным вне профессиональных каналов, особенно когда эти видео адресованы пациентам и гражданам, как показывают некоторые исследования, опубликованные в последние годы, которые демонстрируют их низкую научную точность8, 9 .

Facebook и Twitter

Все больше и больше медицинских журналов, научных обществ, международных организаций здравоохранения и научных порталов полагаются в своем контенте на Facebook и Twitter. Причины, по которым они полагаются на эти платформы, в основном связаны с количеством пользователей, которых они регистрируют как на международном уровне (более 12 миллиардов для Facebook и более 400 000 для Twitter), так и на уровне Италии (70% и 20% итальянцев, пользующихся Интернетом, используют Facebook и Twitter соответственно).

Читайте по теме:  Различные сценарии урегулирования претензий по возмещению профессиональной ответственности

Благодаря Facebook эти организации могут продвигать свою деятельность и возобновлять новые материалы, появляющиеся на их сайтах, предоставляя читателям возможность взаимодействовать с ними. Например, публичная страница, открытая на Facebook научным обществом, не только предлагает пользователям узнать больше о содержании сообщения, но и, используя агрегирующий и партисипативный потенциал социальной платформы, позволяет заинтересованным лицам комментировать новости и делиться полученной информацией, перепостив ее в своих личных профилях.
Профили Twitter используются этими организациями для аналогичных целей, хотя содержание твитов имеет сокращенный формат, чтобы не превысить ограничение в 280 символов, установленное этой платформой.

В области стоматологии каналы в Facebook и Twitter были открыты такими журналами, какBristish Dental JournalиIl Dentista Moderno, чтобы сообщить о содержании нового номера в публикации (Таблица 2). Научные общества, такие какАмериканская стоматологическая ассоциацияиАмериканская академия детской стоматологии, используют их для продвижения своей деятельности, «перезапуска» мультимедийных материалов (текстов, видео, аудио, инфографики), которые они производят, и создания дискуссионных площадок, которые будут предлагаться пользователям в связи с их ежегодными конгрессами.
С другой стороны, само участие в научных конгрессах радикально изменилось благодаря мониторингу разговоров в социальных сетях (особенно в Twitter), содержащих определенные хэштеги (особенно те, которые «придумали» сами научные общества), что позволяет даже тем, кто физически не присутствует на конгрессе, в режиме реального времени получать информацию о представленных научных докладах и последних открытиях 10 .

Научные порталы также имеют социальные «приложения», как показывает опытMedscape Dentistry, для распространения новостей, опубликованных на их соответствующих сайтах, а институциональные организации здравоохранения, такие какНациональный институт стоматологических и кранофациальных исследований, используют их для продвижения информационных и профилактических кампаний.
Социальные медиа настолько часто используются среди медицинских веб-сайтов, что многие веб-страницы включают прямые кнопки «поделиться» (часто доступные в разделах, называемых «поделиться» или «социальные закладки»), которые позволяют пользователям делиться содержанием страницы, которую они читают, на своих собственных открытых профилях на основных платформах социальных медиа для использования их «друзьями» и «последователями «11.