В последние дни 2019 года коронавирус тяжелого острого респираторного синдрома 2 (SARS-CoV-2) был впервые выделен в Ухане, Китай, и начал распространяться по всему миру, в конечном итоге вызвав нынешнюю пандемию заболевания, определенную как Covid-19. Ровно через год, в последние дни 2020 года, во всем мире началось введение первых вакцин противSARS CoV- 2. Как удалось достичь такой важной цели за столь короткое время? И, самое главное, позволило ли сокращение времени тестирования проверить безопасность и эффективность этих новых вакцин в любом случае?
Серена Дельбуэ
Учитывая серьезность ситуации в области здравоохранения в мире, Комиссия и европейские государства-члены, например, предусмотрели централизованный подход, мобилизовали большой объем средств, используя инструменты чрезвычайной поддержки, и выделили дополнительную поддержку в виде займов Европейского инвестиционного банка. Такой подход позволяетодновременно изучать и разрабатывать несколько вакцин, и в то же время снижает риски для компаний, позволяя ускорить производство.
В то же время Европейское агентство по лекарственным средствам (EMA) внедрило процедуры ускоренного рассмотрения, которые позволяют проводить оценку заявок в кратчайшие сроки, обеспечивая при этом надежность научных заключений. В частности, ЕМА внедрила так называемый «Rolling Review«, который разрешен во время чрезвычайной ситуации в здравоохранении. Благодаря этой процедуре время рассмотрения данных о вакцине или лекарстве сокращается с обычных 7 месяцев до 2 недель, поскольку благодаря скользящему рассмотрению Агентство может оценивать данные о вакцинах сразу после их появления, пока разработка еще продолжается. Аналогичным образом, окончательная формальная процедура оценки вакцины может быть проведена в очень короткие сроки, поскольку данные уже были рассмотрены в процессе работы.
Фазой, которая, с другой стороны, не подверглась ускорению, была фаза 3, связанная с набором здоровых добровольцев для проверки эффективности и безопасности вакцин: испытания фазы 3 двух вакцин, получивших одобрение EMA, а именно ComiRNAty (BioNtech/Pfizer) и Moderna (NIH/Moderna), были проведены на 30-40 000 испытуемых, т.е. на стандартном количестве испытуемых в исследованиях фазы 3.
Две вышеупомянутые вакцины, одобренные для использования в Европе, США и Канаде, были разработаны и производятся с использованием метода РНК-вакцини на сегодняшний день являются единственными РНК-вакцинами, которые были одобрены. Тем не менее, этот метод, хотя и не является традиционным, обычно используемым для разработки вакцин, не нов: концепция датируется 1990 годом, а изучение РНК- или ДНК-вакцин ведется уже много лет для вируса гепатита В, гриппа, лихорадки Эбола и Зика. В случае SARS-CoV-2, выбранный фрагмент мРНК является фрагментом, кодирующим поверхностный белок вируса, шип 1 (S), против которого преимущественно развивается иммунный ответ в инфицированном хозяине.
Фрагмент мРНК прививается человеку, проникает в цитоплазму клеток через липидные наночастицы и транслируется. В клетках, ответственных за инициацию иммунного ответа, известных как APCs (антигенпрезентирующие клетки), переведенный вирусный белок подвергается воздействию других клеток иммунной системы, что позволяет развивать ответ антител и иммунологическую память.
Преимущества использования этого метода в том, что мРНК не требует вирусных векторов, не должна проникать в ядро клетки, имеет короткий период полураспада и поэтому не остается в клетке надолго, а также относительно легко разрабатывается, производится и, возможно, модифицируется.
Очевидно, что существуют и проблемные аспекты, которые необходимо оценить: РНК нестабильна, поэтому РНК-вакцины должны храниться при контролируемых температурах и в течение короткого периода времени; попав в клетку, РНК подвергается атаке ферментов и поэтому должна быть защищена от деградации; наконец, для транспортировки РНК необходимо транспортное средство, обычно липидная частица, которая может вызвать побочные эффекты, такие как аллергические и анафилактические реакции, у вакцинированного субъекта.
Очевидно, что объявление о доступности вакцин против SARS-CoV-2 возродило надежды на возвращение к условиям жизни до Ковида-19. Однако необходимо осознавать, что впереди еще долгий путь, что остается еще много вопросов без ответов и что могут появиться новые элементы, например, связанные с эволюционной способностью вируса, которые могут замедлить достижение целей. Поэтому не следует забывать, чтоснижение риска заражения в настоящее время заключается главным образом в использовании профилактических мер, таких как маски, социальная дистанцированность и гигиена, в полном смысле этого слова, и, прежде всего, также в привлечении вакцинированных субъектов, на что указывают все мировые органы, занимающиеся контролем этого драматического инфекционного заболевания.
Серена Дельбуэ, Паскуале Ферранте
Лаборатория молекулярной вирусологии, кафедра биомедицинских наук,
Хирургические и стоматологические науки, Миланский университет
Dino Re
В конце этого искусного обзора фактов я могу лишь высказать свою собственную точку зрения, которая, как я надеюсь, будет прочитана не как критика, а как стимул сделать все возможное, чтобы добиться успеха в воссоединении с нашей повседневной жизнью до Ковида-19.
Мы были привычно ленивы и скептичны, но больше не будем. Мы слишком долго выбирали, чтобы закрепиться за вторыми шансами и слишком многими обязательствами, и сегодня мы знаем, что больше не можем себе этого позволить. В прошлом вакцины против гриппа не были приняты всеми теми, кому они могли бы понадобиться, это было характерно и для медицинских работников.
Сегодня мы с надеждой приветствуем появление вакцины «Ковид-19». Надежда на возвращение к нормальной жизни, к работе, к возможности встречаться с любимыми и делать все те вещи, которые наполняют нашу жизнь «обязательствами». То, что мы до сих пор использовали как оправдание для откладывания, подстегивает нас. Ностальгия по всему тому, что нам приходилось делать, — это рычаг, который действительно поднимает мир.
В этом есть что-то ироничное, не так ли? Время, которое пандемия дала нам для размышлений, мы также использовали для того, чтобы пересмотреть наши приоритеты и понять, что среди них должны быть профилактика и охрана здоровья для нас самих и для общества. Это идея, которая охватывает принципы работы врача, идея, которую, я надеюсь, мы никогда больше не забудем, чтобы мы были бдительны в защите блага, которое мы должны защищать: здоровья.