По сравнению с традиционными методами обучения, дистанционное обучение в период чрезвычайной ситуации Covid-19 позволило продолжить фронтальное обучение и частично практические занятия.
Анализ этого периода важен для оценки качества компетенций, достигнутых студентами, а понимание эффективности этих методов будет полезно для того, чтобы определить, какие действия были действительными и адекватными только, так сказать, в чрезвычайной ситуации в области здравоохранения, а какие будут иметь потенциал для качественного преобразования и интеграции системы обучения.
Эта редакционная статья не претендует на то, чтобы заменить собой оценки кафедр качества различных университетов, а на то, чтобы получить обратную связь от студентов.
Студентам курса стоматологической гигиены каждого года обучения в Брешии, Рома Сапиенца и Палермо был задан вопрос о том, каковы, по их мнению, негативные аспекты этого периода, позитивные аспекты и что следует сохранить на следующий учебный год.
Вот что они нам рассказали, в соответствии с годами, конечно.
1-Й КУРС
НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
Студенты считают, что большинство негативных аспектов периода блокировки связано с внезапным и неожиданным прекращением всех очных мероприятий в связи с чрезвычайной ситуацией.
Среди последствий, февральские экзамены частично проскочили, заполнив апрельскую сессию и лекционный период, что неизбежно отодвинуло некоторые тесты, которые мы должны были сдавать в itinere, и дало в принципе очень мало времени на то, чтобы справиться с экзаменами, лекциями, стажировками и семинарами в тот же период.
Кроме того, преподаватели и университет должны были быть готовы к проведению такого вида учебной деятельности и экзаменов, к которым они изначально не были готовы: поэтому уроки получались слишком длинными, перерывы часто полностью отменялись между одним часом и следующим, и время урока «перераспределялось».
Хотя во многих отношениях удобнее участвовать в уроке на расстоянии, проводить много часов, не имея возможности встать перед монитором, сложно.
Кроме того, из-за телематического характера уроков они были гораздо менее интерактивными, и для некоторых предметов это, безусловно, является отрицательным моментом. В самом большом кампусе, La Sapienza, студенты первого курса страдали от того, что университет решил объединить уроки трех полюсов, считая это не очень функциональным.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Однако было и много положительных моментов. Несмотря на то, что ситуацию пришлось решать в духе чрезвычайной ситуации, ища решения там, где их еще не было, учебный год был оперативно спасен, и почти все мероприятия проводились регулярно, что позволило студентам пользоваться учебным оборудованием и сдавать экзамены, таким образом, не сбившись с курса и не потеряв учебный год.
Положительным аспектом телематических уроков, безусловно, была возможность доступа к обучению из дома, что позволило многим из нас сэкономить драгоценное время и деньги на дорогу.
Студенты из Брешии отмечают, что положительным моментом была возможность часто беседовать с преподавателями и директором по профессиональной деятельности о том, как проходит курс и как мы можем улучшить усилия преподавательского состава и самих студентов, чтобы добиться лучших результатов с помощью этого нового метода обучения.
Студенты из Палермо также отметили доступность материалов лекций, полезных для подготовки к экзаменам, а студенты из Сапиенцы отметили лучшую организацию учебы благодаря экономии времени на дорогу до места проведения занятий из-за плотного городского трафика.
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Все студенты различных учебных заведений, что касается мероприятий, которые будут проводиться и в следующем учебном году, надеются на возможность частично продолжить дистанционное обучение, в частности, семинары.
2-Й КУРС
НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
Студенты второго курса, как и третьего, пережили как негативный аспект внезапное приостановление клинической практики, сердца курса, с последующим отсутствием возможности практиковать на пациентах или среди нас, студентов, все теоретические понятия, которые мы изучили об инструментарии и клинической деятельности.
Также отсутствовало живое общение с пациентами и между студентами и преподавателями, что было бы очень полезно для сравнения.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
В качестве положительных аспектов студенты из Брешии подчеркнули все, что было сделано для практической дидактики на расстоянии, отметив как полезную возможность обсуждать темы, с которыми мы никогда бы не столкнулись на практической стажировке, такие как презентация и анализ клинических случаев, тема, которая нам, студентам, особенно понравилась, потому что она позволила нам принять участие и лучше осознать наши теоретические знания по предмету.
Углубление темы «мотивация и образование» посредством диалогов и видеоматериалов также было очень интересным и стимулирующим для расширения наших знаний и доведения до сведения преподавателей наших сомнений по этому вопросу.
Преподаватели всегда были очень полезны в организации занятий, выполнении домашних заданий и помощи в изложении тем, которые не всегда легко даются студентам.
Они умели проводить очень интересные и стимулирующие уроки, они всегда были внимательны к разрешению сомнений, возникавших у нас, студентов, и они давали нам возможность поставить себя на карту в деятельности, которой мы никогда раньше не занимались.
Темы, рассматриваемые на уроках, были фундаментальными, как обзор деятельности, а не реальная информация, понятия были представлены вниманию всего класса одновременно, чего бы не произошло на практических занятиях, где мы были разделены на различные группы.
Многие студенты, особенно иногородние, выразили положительный аспект отсутствия необходимости ежедневно пользоваться общественным транспортом для передвижения, чтобы снять стресс и иметь больше времени для работы и учебы.
ОБЩИЕ СООБРАЖЕНИЯ
Аспекты, которые необходимо поддерживать, связаны с практическим дистанционным обучением, особенно в отношении углубленного анализа, а также презентации клинических случаев и диалогов, касающихся мотивации и обучения пациентов.
Эти мероприятия были стимулирующими и полезными для студентов, чтобы приобрести уверенность и осведомленность в клинической практике с пациентами.
В дополнение к этому следует проводить семинары, например, по конкретным коммерческим продуктам для различных типов пациентов.
Онлайн-метод, несмотря на некоторые недостатки, такие как нестабильное соединение для некоторых, смог закрепить наши знания и дать нам много новых знаний, которые станут основой нашей будущей клинической работы.
3-Й КУРС
НЕГАТИВНЫЕ АСПЕКТЫ
Что касается студентов третьего курса и негативных аспектов, то в целом они страдали от отсутствия контакта, конфронтации и ежедневных отношений со своими сверстниками и преподавателями, а также от невозможности работать непосредственно с пациентами, беспокоясь о потере непосредственного клинического опыта и мануальных навыков.
ПОЛОЖИТЕЛЬНЫЕ АСПЕКТЫ
Что касается положительных аспектов, все они высоко оценили наличие большего времени для учебы, как за гибкость расписания уроков, так и за экономию времени на дорогу из дома и обратно.
Они также оценили наличие дидактического материала и записей занятий, чтобы лучше подготовиться к экзаменам.
В частности, студенты третьего курса в Брешии отметили, что возможность дистанционно посещать занятия позволила им завершить теоретические занятия, что привело к получению университетских кредитов, что позволило всем студентам завершить учебный год благодаря возможности сдавать университетские экзамены в режиме онлайн.
Дистанционное обучение, организованное в Брешии, позволило полностью и всесторонне рассмотреть ряд вопросов, которые в клинике не были бы рассмотрены столь же широко и подробно.
В частности, дистанционное обучение позволило ознакомиться и рассмотреть теоретические темы, полезные для клинической практики, и конкретные клинические картины; углубить библиографические исследования и использование Microsoft Word, полезные для написания диссертации; рассмотреть правильную технику мануальной обработки инструментов; анализ онлайн-видеоматериалов с целью выявления их сильных и слабых сторон; изучение и анализ коммерческих продуктов, которые должны быть показаны пациенту в соответствии с его потребностями; анализ эргономики работы гигиениста стоматологического в клинической практике и оперативных показаний к стоматологической деятельности в период неотложной помощи Covid.
Важным выявленным аспектом, безусловно, положительным и заслуживающим внимания, является тот факт, что дистанционное обучение позволило всем участникам в равной степени участвовать в обсуждении различных клинических случаев, а также то, как сравнение с тьюторами, преподавателями и студентами, также принадлежащими к другим годам курса, обогатило фронтальное обучение.