Эпидемиологическое исследование синдрома выгорания среди гигиенистов стоматологических

Эпидемиологическое исследование синдрома выгорания среди гигиенистов стоматологических

ВВЕДЕНИЕ

Выгорание обычно определяется как синдром, характеризующийся набором психологических и поведенческих проявлений, которые можно сгруппировать в три компонента: эмоциональное истощение, деперсонализация и снижение личной самореализации. Эти проявления могут иметь место во всех профессиях с очень сильными последствиями для отношений.

Выгорание в основном используется для описания особого ухудшения эмоционального состояния представителей «помогающих профессий», другими словами, тех профессионалов, особенно медицинских работников, для которых отношения с потребителем/пациентом имеют центральное значение с точки зрения смысла и самой работы.

В 1975 году Кристина Маслач начала говорить о «синдроме выгорания», описывая его как многофакторный синдром, характеризующийся быстрым снижением психофизических ресурсов и ухудшением профессиональной деятельности, связанным с ростом апатии и безразличия. Пострадавшие сотрудники часто были нервными и беспокойными и более цинично относились к пациентам. Основные симптомы выгорания перечислены в таблице 1.

Поведенческие симптомы Физические симптомы Психические симптомы
Абсентеизм Усталость Раздражительность
Изоляция Раздражительность Цинизм
Чувство усталости Головная боль Деперсонализация
Апатия Висцеральные боли и диарея Чувство разочарования и неудачи
Использование мер контроля или дистанцирование от пациентов Отсутствие аппетита Снижение производительности труда
Брачные и семейные конфликты Тошнота Снижение интереса к собственной работе
Чрезмерное употребление наркотиков чрезмерное употребление наркотиков, алкоголя и психоактивных веществ головокружение деморализация
потеря самоконтроля циркадные нарушения Отстраненность на работе
Кризы одышки и плача Эмоциональная отстраненность

Симптомы выгорания у работников социальных и медицинских служб

Для определения такого сложного процесса, как выгорание, была определена многофакторная система, состоящая из трех измерений (1).

  1. Эмоциональное истощение: чувство эмоционального истощения и неспособности работать из-за эмоционального иссякания отношений с другими людьми.
  2. Деперсонализация: отношение дистанцирования и неприятия к тем, кто нуждается в профессиональных услугах или получает их.
  3. Снижение личной самореализации: ощущение собственной неадекватности на работе, падение самооценки и чувство неудачи в работе.

Возникновение синдрома у медицинских работников обычно проходит четыре фазы (2).

  • Первая фаза (идеалистический энтузиазм) характеризуется мотивами, которые побудили работников выбрать работу, связанную с заботой.
  • На второй стадии (стагнация) ухаживающий осознает, что работа не полностью удовлетворяет его/ее потребности. Эта фаза характеризуется постепенным отстранением от работы и нарастанием разочарования, что приводит к закрытости по отношению к рабочей среде и коллегам.
  • Третья фаза (фрустрация) является самой критической. Дополнительными фрустрирующими факторами являются отсутствие признательности как со стороны начальства, так и со стороны пациентов, а также убежденность в недостаточной подготовке для выполняемой работы. Фрустрированный человек может проявлять агрессивное отношение (к себе или к другим) и часто осуществляет эскапистское поведение (например, необоснованное удаление из отделения, длительные перерывы, частые отлучки по болезни).
  • Постепенное эмоциональное отключение, вызванное разочарованием, с переходом от сочувствия к апатии, составляет четвертую фазу, во время которой часто происходит настоящая профессиональная смерть.

Принято считать, что выгорание — это, прежде всего, проблема индивидуума: люди проявляют такое расстройство из-за особенностей своего характера, поведения или работоспособности.

На самом деле, несколько исследований (3) показали, что выгорание — это проблема не только отдельного человека, но и социального контекста, в котором он или она работает. Когда рабочая среда не признает человеческий аспект работы, риск выгорания возрастает.

Другими словами, в основе рабочего стресса и выгорания могут лежать перегрузка работой, неоднозначность роли, плохое признание результатов работы и компетенций, отсутствие сплоченности и поддержки в рабочей группе, а также ожидания работника, которые не оправдываются, поскольку они слишком далеки от реальности.

Последствия выгорания разнообразны. Ущерб, наносимый этим синдромом, не ограничивается только отдельным человеком, осуществляющим уход, но и вредит пациенту, который получает худший уход, вредит работодателю, который получает плохое обслуживание, и, конечно, вредит членам семьи, которые вынуждены бороться с эмоциональным напряжением, которое человек с выгоранием не может преодолеть (4).

В Италии несколько исследований зафиксировали умеренный или высокий уровень выгорания: кросс-секционное исследование (5), проведенное в 2009 году на 190 медицинских работниках, работающих в больнице Аквила, показало высокий уровень эмоционального истощения (38, 95%), деперсонализации (23, 68%) и отсутствия личной самореализации (23, 16%). В другом исследовании (6), изучавшем популяцию профессиональных медсестер в паллиативной медицине, распространенность выгорания составила 17, 3%.

Другие работы (7), хотя и подчеркивают нормальный риск выгорания, подчеркивают высокий потенциальный риск.

Цель настоящего исследования — оценить частоту распространения психологического дистресса, определяемого как выгорание, среди гигиенистов стоматологических.

МАТЕРИАЛЫ И МЕТОДЫ

Количественное исследование было проведено на репрезентативной выборке гигиенистов стоматологических, отобранных среди членов AIDI (Associazione Igienisti Dentali Italiani), наиболее представительной профессиональной ассоциации (Постановление Министерства здравоохранения от 30/07/2013).

Методический инструмент, используемый в данном типе исследования, единый для всех испытуемых, представляет собой анкету, состоящую из демографической части, где спрашивается возраст, пол и как долго они работают гигиенистами стоматологическими, и опросника Maslach Burnout Inventory — General Survey (MBI-GS) (8, 9).

Опросник Maslach Burnout Inventory — General Survey (MBI-GS) предназначен для качественной и количественной оценки состояния выгорания. Он состоит из 22 пунктов, разделенных на три подшкалы, которые оценивают три различных аспекта синдрома: эмоциональное истощение (ЭИ) 9 пунктов, деперсонализация (ДП) 5 пунктов и профессиональная самореализация (ПС) 8 пунктов. Подшкала EE исследует, насколько субъект чувствует себя эмоционально истощенным и измотанным работой. Подшкала DP оценивает поведение респондента по отношению к пациенту. Подшкала RP измеряет чувство компетентности испытуемого и его стремление к успеху в работе в группе.
Частота, с которой респондент испытывает чувства, связанные с тремя подшкалами, оценивалась с помощью семибалльного способа ответа.

  • 0 = ситуация никогда не возникала.
  • 1 = ситуация возникала несколько раз в год.
  • 2 = Ситуация возникала раз в месяц или реже.
  • 3 = Ситуация возникала несколько раз в месяц.
  • 4 = Ситуация возникала раз в неделю.
  • 5 = Ситуация возникала несколько раз в неделю.
  • 6 = Ситуация происходила каждый день.

Очень важно понимать, что выгорание не является дихотомической переменной, которая либо присутствует, либо отсутствует, на самом деле опросник предлагает количественную оценку, определяя три степени тяжести: низкую, среднюю и высокую. Высокая степень выгорания будет иметь место, если баллы по субшкалам EE и DP высоки, а баллы RP низки.

Средняя степень выгорания будет получена, если значения, полученные по субшкалам, будут средними. С другой стороны, низкий индекс выгорания будет получен, если значения субшкал EE и DP будут низкими, а показатели RP — высокими.

Каждая заполненная анкета анализируется с помощью специальной сетки, которая позволяет определить баллы по каждой подшкале. Затем каждый балл классифицируется как низкий, средний или высокий с использованием эталонных значений, указанных в таблице 2.

Анкета была оцифрована с помощью платформы Google Forms и разослана всем гигиенистам стоматологическим членам AIDI, которые отвечали анонимно, через список рассылки Ассоциации.

Полученные данные были собраны и проанализированы с помощью компьютерной базы данных (Microsoft Excel 2011).

РЕЗУЛЬТАТЫ

Гигиенистов стоматологических, анонимно ответивших на вопросы анкеты, было 486, из них 412 женщин (84, 77%) и 74 мужчины (15, 23%), как показано на рисунке 1.

Рис. 1 Разделение выборки по полу.

Наиболее представительной возрастной группой является группа от 22 до 30 лет — 36, 01% операторов (рис. 2). Из этого следует, что более половины проанализированной выборки работает гигиенистом стоматологическим менее 10 лет (рис. 3).

Анализируя 9 пунктов MBI-GS, характеризующих эмоциональное истощение (ЭИ), можно отметить, что только 13, 17% респондентов получили высокий балл риска, 23, 25% — средний и 63, 58% — низкий (рис. 4).

Рис. 4 Риск эмоционального истощения

Вторая факторная область синдрома, деперсонализация (DP), также показывает высокий риск только у 7% респондентов, в то время как 19, 96% и 73, 05% получают средний и низкий риск (рис. 5).

Рис. 5 Риск деперсонализации

Анализ третьей и последней субшкалы, самореализация личности (RP), согласуется с двумя другими, показывая высокую самореализацию личности у 75, 93% опрошенных, в то время как только 7, 41% демонстрируют высокий риск в этой эмоциональной сфере (рис. 6).

Рис. 6 риск самореализации личности

Как видно из рис. 7 и 8, частота риска по подшкалам синдрома выгорания остается неизменной как при разделении выборки по полу, так и при учете стажа работы.

Кроме того, исключая операторов со стажем работы более 31 года, видно, что среднее значение эмоционального истощения и деперсонализации несколько снижается с увеличением стажа работы: с 15, 16 (0, 1-5 лет) до 14, 53 (26-30 лет) и с 4, 18 (0, 1-5 лет) до 2, 66 (26-30 лет).

Личная самореализация, с другой стороны, увеличивается со среднего значения 41, 64 для практикующих врачей, работающих 0, 1-5 лет, до 45, 06 для гигиенистов стоматологических, работающих 26 лет и более.

ОБСУЖДЕНИЕ

В исследованной выборке преобладают женщины в возрасте от 20 до 40 лет, что отражает истинный ландшафт стоматологической гигиены, которая является молодой профессией с дисбалансом в сторону женского пола.

Что касается выгорания, то, похоже, нет разницы между двумя полами и возрастом респондентов. Ситуация не меняется при учете стажа работы: три субшкалы, характеризующие синдром, остаются неизменными в диапазонах стажа. Мы также можем отметить небольшое снижение эмоционального истощения и деперсонализации и повышение уровня самореализации в группе операторов с большим стажем работы.

Как видно из собранных данных, эмоциональное истощение, которое выражается в чувстве усталости, возникающем у оператора в конце рабочего дня, не очень представлено у опрошенных операторов, также как и деперсонализация, в то время как 75, 93% опрошенных операторов имеют высокий уровень личной самореализации.

Это утешительный вывод, потому что отсутствие самореализации означает, что вы занимаетесь работой, которую больше не любите.

Из анализа данных, относящихся к трем подобластям, вытекает хорошая предрасположенность человека к отношениям с пациентом.

Среди аспектов, которые делают этот анализ положительным, большое значение имеют полезность выполняемых услуг и личное удовлетворение, получаемое при их выполнении. Разрешение патологии или возможность улучшить уровень жизни пациента воспринимается позитивно.

Еще одним положительным аспектом считается хорошая зарплата и возможность автономно распоряжаться свободным и рабочим временем, учитывая, что большинство гигиенистов стоматологических являются самозанятыми.

ВЫВОДЫ

Из ответов, полученных в ходе анкетирования практикующих врачей, следует, что категория гигиенистов стоматологических не имеет высокого риска выгорания.

В настоящее время выгорание представляет собой высокий риск в любом рабочем контексте: экономические затраты, снижение производительности, проблемы со здоровьем и общее снижение качества личной или трудовой жизни — слишком высокая цена, чтобы ее платить.

Поэтому для решения этой проблемы целесообразно применять превентивный подход.

В литературе (10, 11) существует множество стратегий по профилактике выгорания, которые направлены как на человека, так и на рабочее место.

Лучший способ предотвратить выгорание — сосредоточиться на повышении вовлеченности в работу. Для этого недостаточно просто уменьшить негативные аспекты на рабочем месте, но нужно также постараться увеличить позитивные. Стратегии повышения приверженности — это те, которые повышают вовлеченность работников, позволяя им утвердиться среди коллег, получить автономию в работе и принятии решений, а также предлагая им четкую и последовательную организацию труда.

Благодарности

Эта работа была выполнена благодаря сотрудничеству с Ассоциацией итальянских игиенистов-стоматологов AIDI.

Читайте по теме:  Целлюлозная камера