Эргономика и взаимоотношения с пациентом

Почетная степень По предложению ректора профессора Энрико Герлоне профессору Карло Гуастамаккиа недавно была присвоена почетная степень в области стоматологии и зубного протезирования Университетом Вита-Салюте Сан-Раффаэле. Это самая последняя из многочисленных наград, которыми усыпана его долгая и престижная профессиональная и преподавательская карьера.

Чтобы поговорить о мотивации, мы начнем с видеокамеры, вспомнив наше обычное утрированное сравнение между кюретками, бормашинами и видеокамерами: первые два — как незаменимые инструменты для ручной профилактической стоматологии, последняя — как важнейший инструмент для общения между нами и пациентом. Именно по этой причине мы рассматриваем все последствия использования видеокамеры среди конкретных оперативных процедур для создания альянса с пациентом.

Можно вспомнить, как видеокамера, когда она была впервые представлена, около 30 лет назад, была рекомендована, потому что изображения, которые можно было показать пациенту, являлись мотивирующей предпосылкой для (так называемой) «покупки» наших профилактических и/или терапевтических услуг. Реальность, которая все больше подтверждается, состоит в том, что при случайном использовании видеокамеры мотивация к уходу за собой возникает и становится все более последовательной.

Видеокамера

Прежде всего, необходимо сделать предпосылку о разнице, которая существует между сбором изображений с помощью фотоаппарата и видеокамеры. Значительная разница в разрешении между этими двумя инструментами, в ущерб видеокамере, компенсируется удобством и, как следствие, простотой, с которой мы используем ее для непрерывного процесса демонстрации пациенту. Пациент буквально следит за каждым этапом нашей работы вместе с нами, лучше понимая каждый шаг. Не лишним будет сравнить объектив камеры с четвертым глазом гигиениста, третий — операционное зеркало. Все это невозможно с помощью фотоаппарата.

Также важна более продвинутая возможность использования программного обеспечения для углубления, учитывая возможные вариации увеличения и изменения интенсивности цвета: таким образом, видеокамера становится фундаментальным инструментом для диагностики и общения с пациентом.

С момента своего появления видеокамеры имели множество моделей, начиная с аналоговых, которые сейчас полностью заменены цифровыми, проводными или беспроводными. Сегодня самым современным типом видеокамеры является модель, позволяющая варьировать фокус и цвет ламп для точного определения поверхности зуба, налета и любого кариеса. С помощью различных изображений он оказывает большую диагностическую помощь и очень наглядно показывает, как три типа света — белый, желтый и синий — могут выделить зубной налет (свежий или старый), зубной камень и кариес.

Что касается экрана камеры, мы предпочитаем определять его в сантиметрах (40×23, лучше 70×40, слишком плохо 28×17). Он должен быть расположен на максимальном расстоянии 50-60 сантиметров от глаз пациента, с ортогональным зрением. Важно также обеспечить возможность детального анализа мелких деталей с возможностью их выделения маркерами: поэтому целесообразно, чтобы экран был сделан из стекла или закрыт стеклянной панелью.

Материально-техническое обеспечение:позиционирование и размещение

Когда происходит самостоятельный диалог, пациент должен располагаться на стуле, а его поза должна быть сидячей, в то время как во время иллюстрации терапевтического случая с помощью видеокамеры пациент всегда располагается на стуле, но его поза полулежачая. Очевидно, мы исходим из концепции, что каждая операционная должна быть оборудована специально предназначенным для этого экраном, который может быть легко виден пациенту в полулежачем или сидячем положении. С этой целью очень выгодно располагать экран на сервомобиле, к которому легко приближаются глаза пациента, в то время как расположение экрана на высоте операционной лампы не кажется нам столь выгодным: такое положение создает препятствия для раскачивания и позиционирования как экрана, так и операционной лампы. В обоих описанных случаях поза гигиениста будет сидячей и располагаться более или менее близко к пациенту, в зависимости от хода диалога.

Читайте по теме:  Зуб мудрости, задевающий нерв симптомы

Более конкретно, при обсуждении с пациентом изображения на экране гигиенист должен стоять рядом с пациентом так, чтобы оба смотрели в одном направлении. Во всех случаях пациенту следует избегать любого источника света на лице (операционные лампы и/или окно), и в этом отношении постоянной задачей гигиениста является предотвращение того, чтобы пациента беспокоили эти неудобства.

Помимо патологических изображений, видеокамера позволяет пациенту выделить анатомические детали полости рта, о которых он/она не знает

Видеокамера и гигиенист

Необходимо, чтобы каждый патологический аспект зубов и десен был продемонстрирован с помощью видеокамеры. Из всего этого следует, что основным инструментом гигиениста является фактор времени. Каждый иллюстративный момент становится дидактическим и мотивационным одновременно, но происходит это с непременным «расходом» времени. Также важно, чтобы гигиенист всегда выражал свои мысли в терминах «подозрение», о чем затем сообщает стоматологу для определения. Это связано с тем, что фактический диагноз по закону может поставить только стоматолог, в то время как гигиенист, с той же юридической точки зрения, не может поставить диагноз самостоятельно.

В любом случае, если для стоматолога видеокамера является очень полезным демонстрационным инструментом, то для гигиениста она — незаменимый мотивационный инструмент. Фактически, гигиенист должен постоянно использовать его до и после каждой процедуры снятия зубных отложений, полировки, отбеливания и/или обучения домашней гигиене. Последнее, особенно на первом приеме, всегда должно быть проверено на одном или нескольких последующих приемах, пока пациент не продемонстрирует (с проверкой видеокамерой), что он полностью усвоил технику наращивания.

Если пациент желает получить снимки с отметками, сделанными стоматологом, они включаются в изображение с помощью специального программного обеспечения, чтобы их можно было отправить через Интернет или распечатать. Эти переводы особенно полезны для документов, которые необходимо отправить в страховые компании, или для того, чтобы пациент мог проиллюстрировать цитаты дома.

В дополнение к патологическим изображениям, камера позволяет выделить для пациента анатомические детали полости рта, о которых он/она не знает. Это позволяет нам проводить углубленные дискуссии о том, что может быть патологическим или терапевтически успешным, до или после любого изменения зубов, десен или стоматогнатического аппарата.

Поэтому видеокамера имеет особое значение для обучения, с неявной мотивацией, тому, как пациент должен чистить зубы. Как использование зубной щетки, так и использование ершиков должно быть показано пациенту с помощью видеокамеры: таким образом, пациент визуально осознает, как ему придется располагать то одно, то другое, сектор за сектором.