В 2017 году был утвержден Закон Джелли-Уайта8, посвященный аспектамбезопасности уходаи лица, которому оказывается помощь, а такжепрофессиональной ответственности медицинских работников.
Одной из центральных тем закона является декриминализациядепенализациядля медицинского работникав случае, если он/она причинил ущерб в результате недобросовестной практики, хотя действовал в соответствии с руководящими принципами или надлежащей клинической практикой.
руководящие принципыуже упоминались в законе Балдуцци, который, однако, предусматривал освобождение от профессиональной ответственности только в случае легкой халатности.
Этот аспект делает еще более обязательным обязательстводокументировать наилучшим образом то, что было сделано в ходе клинической деятельности, чтобы иметь возможность продемонстрировать, что операциябыла проведена в соответствии с руководящими принципамиили не была проведена в связи с конкретной необходимостью, связанной с пациентом, которого лечили.
В этой статье мы обсуждаем один из типичных документов стоматологической деятельности: сбор информированного согласия пациента в стоматологии
Информированное согласие, каковы обязательства для стоматологии
Информированное согласие в стоматологии должно отвечать следующим требованиям
- Должен быть проинформирован;
- должна быть полной и понятной, адаптированной к социокультурным свойствам пациента;
- должны быть конкретными, так как «заранее напечатанные» согласия, не учитывающие точный диагностический и терапевтический путь пациента и персонализированные на основе этого, не действительны;
- должен быть явным, т.е. четко предоставлен пациенту в устной и/или письменной форме;
- должен быть свободен от ограничений;
- должен быть выражен правомочным лицом, т.е. всеми совершеннолетними лицами, способными понимать;
- должен быть запрошен у родителей в случае несовершеннолетнего пациента, или у опекунского родителя в случае разведенных родителей, или у опекуна в случае отсутствия последнего;
- должен быть предоставлен несовершеннолетним, если он эмансипирован в результате брака;
- должен быть запрошен у опекуна для дисквалифицированных лиц;
для когнитивно неполноценных пожилых людей может быть предоставлен опекуном, назначенным в связи с временной недееспособностью; - должен предшествовать диагностическим и терапевтическим процедурам в ближайшем будущем;
- в области стоматологии, в случае использования ионизирующего излучения — в частности, 3D-рентгенографии — должны быть собраны в письменной форме (D. Lgs.230 от 1995 года);
- должен быть получен от врача.
Информированное согласиедолжно храниться в течение того же периода времени, что и медицинская карта, поэтому в случае больниц — неограниченное время, а в частных учреждениях— в течение десяти летпосле окончания терапии.
Письменное согласиене является обязательным, но имеет важное значение при повышении риска. В случае незначительных вмешательств с минимальной вероятностью неблагоприятных событий, стоматолог обоснованно освобождается от обязанности получения письменного согласия, что подразумевается в запросе на данную конкретную услугу.
И наоборот, наиболее частые осложнения должны быть тщательно разъяснены устно, а также указаны на бланке.
Стоматологические процедурыобычно являются факультативными, не требующими срочности. Поэтому согласиеможет быть передано пациенту для изучения или для изучения лицами, которым он доверяет, с тем чтобы до подписания согласия на лечение и начала лечения он мог попросить дополнительных разъяснений, если сочтет это необходимым.
Кроме того, желательно, чтобы он/она не просто расписался внизу страницы, а собственноручно заявил, что понял характер, цели и риски лечения, а также свои обязательства в период после лечения, такие как последующие визиты, правила гигиены, необходимость каких-либо дальнейших вмешательств.
Очень важная часть согласия связана с разъяснением «обязанностей пациента«, которые он/она должен/должна согласиться выполнять для успешного результата лечения.
Ссылка в основном относится кимплантационной или ортодонтической терапии, где соблюдение пациентом правил является обязательным.
Получение согласия от пациентов — это ежедневная задача, с которой вы сталкиваетесь каждый раз, когда пациент садится в кресло. Это, несомненно, хорошая причина для того, чтобы сосредоточиться на совершенствовании техники общения, о которой мы вкратце расскажем.
Формы информированного согласия
Формычрезвычайно разнообразны и обязательно персонализированы, а также ориентированы на тип проводимого специализированного лечения.
В курсе FAD «Профессиональная ответственность в стоматологии«, аккредитованном Accademia Tecniche Nuove на 15 кредитов CME для стоматологов, мы приводим некоторые целевые примеры форм информированного согласия: классическая форма согласияв ортодонтии, одна в имплантологии, согласие на CBCT, заключительная часть формы, ориентированной на предоставление согласия в отношении несовершеннолетнего или пациента, находящегося под опекой.
Мы подчеркиваем важностьвсегда заполнять свободные части формы; на самом деле, мы считаем более правильным использовать формы с небольшим количеством пробелов, которые необходимо заполнить специально, чем использовать более сложные формы, которые плохо или неполно заполнены.
Наконец, следует помнить, что информация — это сложный вопрос, и формы являются полезным инструментом для завершения информирования и получения согласия, ноне может заменить реальный информационный этап, завершенный адекватной проверкой уровня понимания слушателя.