Информированное согласие в стоматологии

Как правильно начать лечение у стоматолога

Эти строки не претендуют на кодификацию или упрощение того, что является деонтологией в отношениях между врачом и пациентом, но они могут стать подспорьем в том, чем являются или, скорее, должны быть самые первые этапы первого визита к стоматологу.

Прежде всего, необходимо сделать небольшой экскурс в текущую судебную практику и сказать, что:

«Любое медицинское действие должно осуществляться после выдачи соответствующего разрешения«.

Это правило, которым часто пренебрегают, игнорируют или выполняют скрыто и поспешно, является основополагающим для заботы. Пациент, который игнорирует его, часто воспринимает этот момент в искаженном виде, то есть как разрешение врачу делать то, что он хочет, и поэтому, в конце концов, ему придется заплатить за лечение, на которое его каким-то образом вынудили согласиться.

НИЧТО НЕ МОЖЕТ БЫТЬ БОЛЕЕ ЛОЖНЫМ!

Давайте посмотрим на слова:

Согласие:

1 sm
согласие, особенно на требуемую вещь; одобрение
2 sm
соответствие воли, мнения
информированный [iŋfor’mato]
p.pass., adj.
agg
у кого есть новости
(источник: Итальянский словарь on — line)

Очевидно, что эти слова, как взятые по отдельности, так и вместе, подразумевают активное участие в процедуре, ведущей к составлению терапевтического плана, как врача, так и пациента.

Предоставление информированного согласия пациенту никоим образом не отменяет желания пациента.

В действительности, информированное согласие является одним из самых мощных инструментов, которыми обладает пациент для безмятежного доступа к необходимой ему медицинской помощи.

Однако пациент может еще не знать, какое лечение ему необходимо, или иметь лишь частичное представление о нем. Идея, заданная симптоматикой: десна часто опухает и кровоточит, протез двигается, неприятный запах изо рта, трудности при жевании и так далее.

Человек, который может дать ответы, — это врач, но он далеко не ясновидящий. Он должен посетить.

ФАЗА 1: Согласие на посещение.
Как правило, оно является вербальным или в любом случае подразумевается как подразумеваемое.
Само присутствие пациента в практике должно пониматься обеими сторонами как согласие на визит. Пациент, конечно, приходит не для визита вежливости.

Внимание!Визит — важный момент. Зондирования и зеркального отображения может быть недостаточно для постановки диагноза, а значит, и для лечения. Врач может посчитать необходимым провести другие инвазивные обследования, такие как рентген, тесты на чувствительность к теплу и холоду или пародонтологическое обследование, которые часто бывают весьма неприятными.
Если врач должен дать ответы, он обязан дать их как можно точнее.
Поэтому такие инвазивные обследования молчаливо предоставляются врачу вместе с согласием на обследование и не обязательно требуют дополнительного согласия.

Не только врач, но и пациент обязан вести себя соответствующим образом в случае еще не проявившейся беременности или других причин, которые советуют воздержаться от рентгена.


ФАЗА 2
: Воздействие на пациента.
Как правило, это та часть, на отсутствие или частичное выполнение которой пациенты жалуются больше всего.
Нормы, регулирующие этот вопрос (несколько дней назад в одной из национальных газет появилась статья на эту тему), предлагают врачу объяснить, используя соответствующую, но упрощенную терминологию, патологии, от которых страдает пациент. Именно в этот момент врач должен сказать вам, что в этом зубе есть полость и его нужно лечить, что эта капсула короткая, что этот корень нужно удалить, что это место на языке неправильное и его нужно проверить, что на десне есть пузырь, которого там не должно быть, что эти клыки стерты и под ними виден дентин и т.д. и т.п.
Очевидные демонстрации понимания со стороны пациента позволяют врачу «корректировать диапазон» используемой терминологии. Это фаза, когда вмешательство в разговор, пунктуальное и с соответствующей терминологией, обычно контрастирует с монологом из больших слов, наполненным внутренними деталями.
Ваш врач не должен объяснять вам различные биохимические молекулы, ответственные за воспаление, и не должен подробно показывать вам механизм действия антибиотиков и местных анестетиков.
Но он должен объяснить вам, что (зубной) мост обязательно крепится к зубу до и после отсутствующего зуба, так же как (автомобильный или железнодорожный) мост крепится к одному берегу реки и другому; он должен объяснить вам, что необходимым и неизбежным условием для установки имплантата в кость… является наличие кости, и так далее.
Однако поставить окончательный диагноз может быть невозможно без панорамного рентгеновского снимка, для которого требуется специальное оборудование, которое (по разным причинам) есть не у всех стоматологов. В этом случае возможно, что врач делает диагностические предположения, которые рентген подтвердит или опровергнет.

Читайте по теме:  Язык: функции и языковые дисфункции

Внимание!Врач обязательно должен сказать вам ВСЕ процедуры, которые, по его мнению, вам необходимы в данный момент, возможно, уточнив срочность каждой из них, но, не обладая вышеупомянутым ясновидением, можно допустить неточность или ошибку, если это добросовестно.
С другой стороны, решение пациента повременить с тем или иным лечением должно сопровождаться предположениями о последствиях такого поведения, даже если оно переживается как угроза для пациента и как последствие, которого врач мог бы избежать.
Лечение необходимо ВСЕГДА, но некоторые виды лечения могут быть менее срочными, чем другие. Если пациент решает (по совету или без) повременить, он имеет на это право, но должен знать, на какой риск он идет.
Это цель информированного согласия.

Все это в свете того, что мы можем назвать естественным различием между характерами всех нас, а именно: один человек может определить в трехстах словах понятие, которое другой может обобщить в двух. И поэтому пациенту в любом случае трудно понять чуждые ему понятия.
Пусть поможет то, что изложение врачом проблем должно быть диалогом, а не монологом. На просьбу пациента о дополнительном объяснении врач ОБЯЗАН дать дополнительные ответы, пока не установится взаимопонимание.

Это может быть несовместимо с плотным графиком приема у стоматолога. Позднее может быть назначена еще одна встреча, во время которой можно будет подробно обсудить обсуждаемые вопросы, а также те, которые придут в голову пациенту, когда он будет обдумывать этот вопрос дома и обсуждать его с родственниками.
Или иметь в кабинете адекватный персонал, который может относительно подробно и спокойно объяснить техники и методы, пока врач решает проблемы следующего пациента, который уже находится в активной терапии.

ФАЗА 3: как действовать дальше.
Краткое содержание этапа 1 заключается в составлении плана ухода.
Это та часть, где пациент может и должен высказать свои пожелания (…я не хочу видеть желтое золото, я хочу потратить как можно меньше, моя соседка сделала керамику и чувствует себя прекрасно, имплантат меня пугает… и так далее).
Именно благодаря вашим просьбам врач становится способным дать вам то, что вы хотите и как вы хотите, а если это невозможно, он объясняет, почему он не может этого сделать, и предлагает компромисс. Он должен описать шаги просто и лаконично и повторять их до изнеможения, если что-то непонятно.

Внимание!В силу самой природы рассматриваемых вопросов врач не может с максимальной точностью определить сроки и результаты (я с ностальгией вспоминаю университетского преподавателя, который заявил, что, очевидно, даже самый лучший светило на земле не может с абсолютной уверенностью предсказать, какого роста будет ребенок у пары, отталкиваясь от роста родителей), но иллюстрирует диапазон результатов, которые можно ожидать от того или иного лечения. Правильно также предусмотреть одну или несколько альтернатив тому, что было определено в качестве оптимальной стратегии лечения.

ФАЗА 4: составление сметы расходов.
Кажется, что эта тема не имеет большого отношения к информированному согласию, но это не так.
Характер услуг в частном режиме и не согласованных с национальной системой здравоохранения означает, что ряд недоразумений или сомнений по поводу стоматологического лечения также может быть связан с фактором стоимости.
Таким образом, эта часть также должна быть адекватно обработана, как в отношении окончательного отчета о расходах, так и в отношении способов оплаты.

Из того, что было написано до сих пор, следует, что необходимы формы на нескольких страницах, которые должны быть заполнены и подписаны во многих пунктах, что напоминает контракт многонациональной компании. В действительности, никто никогда точно не определял, как должен быть составлен этот документ и как он должен быть отформатирован. Слава богу! Подобно медицинской карте, бортовому журналу самолета или корабля и списку покупок хорошей домохозяйки, составление формы информированного согласия, к счастью, остается на усмотрение того, кто его запрашивает. Однако он должен содержать:

Заголовок стоматологической практики.
Дата и место.
Данные о пациенте. (родителей или опекуна несовершеннолетнего)
Более или менее краткое изложение характера предоставляемых услуг, их рисков и альтернатив.
Вполне может включать (по причинам, указанным выше) отчет о затратах.
Достаточное пространство для подписей.