Как информированное согласие является выражением профессиональной и человеческой методологии
Разговор с человеком, который приходит на прием и рассказывает о своей проблеме, не является для стоматолога чем-то повторяющимся, каждый человек приносит с собой целый мир, как с научной, так и с человеческой точки зрения. Я придерживаюсь мнения, что войти в стоматологическую проблему можно, только активно войдя в духовный мир человека.
Что я имею в виду под «духовным миром»? Собственное выражение лица, манера говорить и делать становятся пропуском к пониманию того, что скрывается за фасадом. На самом деле, очень часто можно определить тревоги, эмоции, переживания, воспоминания на основе простого изложения факта. В других случаях люди оправдывают себя тем, что они недостаточно заботились о том или ином аспекте своего рта, это становится похоже на исповедь. Причина проста. Каждый из нас несет этическую ответственность за свое здоровье, которое является активом, о котором необходимо заботиться; это этический закон, который присутствует в нашей совести и требует ответственности и разума.
Многочисленные сомнения, возникающие при обращении за советом о том, как лучше поступить, что лучше, являются лишь выражением этой моральной ответственности. Беседа с пациентом — это только первый шаг на пути к информированному согласию. Но не говорите для того, чтобы выполнить долг, потому что человек никогда не является долгом, т.е. бременем. Напротив, это возможность узнать, именно для тех, кто ставит себя на службу, как врач, который хочет решить. В этом случае очень важно дать человеку время, чтобы поговорить и определить то, что может помочь ему или ей вернуться в нормальное русло, то есть заботу о себе, которая на самом деле является обязанностью. А вместе — желание вернуться к красоте и здоровью. В другое время человек хотел бы сделать это, но не может, из-за тревог, которые отдалены во времени и которые вновь актуализируются при повторении опыта сидения на этом конкретном стуле.
Дело в том, что информированное согласие не может быть подписано, если эти двое, врач и пациент, не станут друзьями, то есть если они не договорятся об одних и тех же целях, в которых один играет врача, а другой — пациента. Это также означает, что пациент не учит врача, что ему делать, потому что он слышал то или иное, но это означает, что начинается программа глобального перевоспитания человека, которая проходит сквозь зубы, но которая должна привести к более высокому уровню жизни, к преодолению проблем и методов и возвращению на дорогу другим путем.
Итак, информированное согласие означает просмотр обязанности, правила, это моральный факт, соглашение в отношении общей цели. Нельзя лечить человека, не получив от него подписи на листе бумаги, где написано: ИНФОРМИРОВАННОЕ СОГЛАСИЕ. По сути, это равносильно отношению к человеку как к пользователю услуг, который никогда не знает, что с ним делают. Сколько раз вы слышали, как люди говорят: «Я не знал, что он ставит мне имплантат, устанавливает протез, выполняет работу. Я НЕ ЗНАЛ».
Это действительно невероятно — позволить сделать операцию внутри рта, не разобравшись, а еще хуже — сделать операцию, не дав объяснений. Люди — это субъекты права, это разум, это чувства, это настоящий комплекс смыслов, к которым мы должны относиться с уважением и осторожностью, понимая, что в тот момент, когда они доверяют, они взваливают на наши плечи огромное бремя здоровья. Предательство доверия, например, из трусливой корысти, или ведение дела из соображений чистой выгоды, является предательством по отношению к человеку. Ибо это предательство между человеком и человеком, то есть между членами одного рода, часто между крещеными людьми, то есть между братьями и сестрами, даже если они в вере.
Необходимо переосмыслить координаты информированного согласия, как момент согласия, который стремится создать единство человечества, который обязывает поставщика медицинских услуг и пациента к взаимному и постоянному сотрудничеству, документ честности и ясности, который должен быть обязательным, помимо закона, который его предписывает.