Марко Феррари родился в Карраре в 1959 году. В 1983 году он окончил медицинский и хирургический факультеты, а четыре года спустя получил специализацию по стоматологии. Выбор, по его словам, частично созрел после посещения в течение нескольких недель, летом и еще будучи студентом, стоматологической практики родственника его отца, но также был обусловлен желанием получить свободную профессию в области медицины. Затем встреча с будущей женой, с которой он разделил учебу, окончательно определила выбранный им путь. После специализации они отправились в Бостон, США, в Университет Тафтса примерно на год. Чуть позже они познакомились с Карелом Дэвидсоном, профессором стоматологических материалов в Амстердаме: именно здесь они решили поступить в аспирантуру. В то же время Феррари начал сотрудничать с Университетом Тафтса в Бостоне (где он до сих пор является профессором-исследователем в области протезирования), а также с Университетом Сиены, где он стал профессором по контракту в 1997 году.
В 2000 году он выиграл конкурс на должность доцента и сразу после этого основал программу Ph D в области стоматологических биоматериалов. В 2002 году он был назначен экстраординарным профессором и председателем дипломного курса по стоматологии, а в 2006 году стал полным профессором. С 2003 по 2006 год Марко Феррари был «Делегатом ректора по международным отношениям», а с августа 2008 года он является директором департамента одонтостоматологии и офтальмологии Университета Сиены. Он является активным членом Академии консервативной стоматологии, SIOPI и Общества консервативной стоматологии. В 2005 году он был назначен «Приглашенным профессором ортопедической стоматологии» в Сианьском университете, а в 2006 году — в Рочестерском университете, США. Он является секретарем Постоянной конференции председателей курсов повышения квалификации по стоматологии и стоматологической ортодонтии и членом правления Континентального европейского отделения IADR с 2007 года. В настоящее время он является президентом Академии стоматологических материалов и был президентом (2005-06 гг.) Европейской федерации консервативной стоматологии. Он является членом редакционной коллегии нескольких журналов с импакт-фактором, таких какJournal Dental Research, Dental Materials, International Journal of Prosthodontics, Journal of Adhesive Dentistry, American Journal of Dentistry, Journal of Dentistry. Он является редактором журнала «International Dentistry South Africa» и рецензентом ряда других научных журналов.
Профессор Феррари, 50 лет: пришло ли время для личного и профессионального баланса?
Конечно, 50 лет — это рубеж, который заставляет задуматься. Проходят годы, и многие люди напоминают мне об этом: моя жена, наши дети, а также мои друзья. Шутки в сторону, помимо амбиций, заслуг и ожиданий, баланс положительный, в том числе благодаря удаче, которая никогда не покидала меня. Не только потому, что моя университетская карьера, хотя она началась относительно поздно, в возрасте 40 лет, была очень стремительной, в том числе благодаря ряду благоприятных совпадений, но прежде всего благодаря людям, которых я встретил и с которыми я работал некоторое время на нашем факультете. Это исследователи, преподаватели и клиницисты, молодые и пожилые, самого высокого уровня: нам нравится вместе проводить фундаментальные и клинические исследования, и мы разделяем страсть к преподаванию. Эта группа сформировалась со временем благодаря дальновидности профессора Бертелли, который руководил нашим отделением почти 20 лет и который, кирпичик за кирпичиком, с преданностью и управленческим мастерством, создал среду и группу, которая сейчас здесь работает.
Насколько важна координация человеческих ресурсов и лидерские качества в вашей работе?
Это фундаментальный аспект. Моя цель — помочь людям понять, обладают ли они качествами, необходимыми для того, чтобы стать не только хорошими клиницистами, но и хорошими исследователями. И в этом, повторяю, мне повезло, потому что управлять человеческими ресурсами недостаточно, нужно иметь настоящие человеческие ресурсы, такие, как, например, в нашем отделе. Университет Сиены, хотя и небольшой по численности, пользуется хорошей репутацией, благодаря ценности исследователей, которые там работают. Без их вклада я не смог бы ничего сделать самостоятельно.
Каково направление вашей научной деятельности?
Мы всегда имели дело с реставрационными материалами, консервативной стоматологией, протезированием, а также ортодонтией и хирургией. Совсем недавно мы начали новое направление по имплантатам, которое также ориентировано на клинические исследования.
Как организована кафедра одонтостоматологии в Университете Сиены?
Это неоднородный факультет, в который также входит школа офтальмологии, одна из самых престижных в Италии. В нем работают 25 исследователей, семь из которых офтальмологи, 15 стоматологов, один анатомо-патолог, один врач-клиницист и один анестезиолог. Движущей силой факультета является международная исследовательская докторантура, которую нам удалось создать, опять же, я должен сказать, благодаря удаче. Ежегодно он принимает около 5-6 студентов, один или два из которых — иностранцы. Они приезжают со всего мира, а итальянские — со всех уголков страны. Это важный ресурс для нас, а также модель, которую я хотел бы предоставить в распоряжение других университетов, чтобы увеличить силу итальянских исследований. Хочу напомнить, что для получения докторской степени наши докторанты должны представить не менее пяти работ с первым названием в международных журналах. Это гарантия качества выполняемой ими работы: их диссертации одобряются рецензентами и редакторами международных журналов, поощряя их работать на высоком уровне и получая взамен большое удовлетворение и известность.
Ценное предложение по интеграции опыта. ..
В Италии, в Милане, в Бари, в Болонье, в Кьети, в Триесте, во Флоренции, в Турине и во многих других местах, существует множество реалий, представляющих большую ценность, интеграция которых, к сожалению, оставлена на усмотрение спонтанных инициатив. Было бы хорошо, если бы Коллегия доцентов взяла на себя координацию PhD, так же как она координирует другие виды деятельности нашей академии. Наши исследования финансируются лишь несколькими частными лицами или поддерживаются за счет самофинансирования, а правительства, и без того хронически и исторически скупые на исследования в целом, практически не поддерживают научную деятельность в нашем секторе. Не будем забывать, что в области стоматологических исследований Италия, которую сильно поносят в других отраслях, пользуется большим авторитетом. По качеству и количеству работ, опубликованных в авторитетных журналах, Италия занимает седьмое место в мире по значимости стоматологических исследований. Это достижение, которое следует развивать и дальше. Я думаю, например, о том, как хорошо было бы организовать встречу, на которой все докторские школы в «стоматологической» области могли бы встретиться и сравнить записи, предоставив место своим студентам и, возможно, пригласив нескольких престижных докладчиков, чтобы они выступили на темы, общие для большинства из них. С другой стороны, координация исследовательской работы является консолидированной реальностью в других странах мира: в Германии, Швейцарии, а также в США это обычная практика.
Как насчет профессии? Открывают ли пациенты для себя заново общественную стоматологию?
На самом деле, возможно, также из-за экономического кризиса, все больше и больше пациентов обращаются в государственную службу для проведения серьезной реабилитации. Однако это явление не должно волновать фрилансеров, которые обычно принимают пациентов из разных экономических и социальных слоев, а только радовать тех, кто работает на государственной службе. Приток граждан в университетские клиники также позволяет улучшить подготовку наших студентов, которые, помимо теории, теперь могут попробовать свои силы в сложной и более артикулированной практике, чем в прошлом. Однако государственное обеспечение все еще очень ограничено, порядка 3-5% от общего объема предоставляемых стоматологических услуг.
Явление, которое в любом случае привлекает внимание к вопросу, который еще не решен: какова точка равновесия между клинической помощью и устойчивостью ухода?
Это центральная тема, мать всех тем. Достаточно сказать, что в Италии только менее 30% населения регулярно посещают стоматологическую клинику. Люди не проходят стоматологическое лечение в основном по экономическим причинам, и это реальность, которую все видят. У меня нет немедленного решения этой проблемы, но я думаю, что это вопрос, который должен волновать всех нас в этом секторе. Найти способ привлечь в стоматологические клиники хотя бы половину граждан, которые в настоящее время не имеют доступа к стоматологической помощи, означало бы улучшить здоровье полости рта значительной части населения, а также помочь решить проблему полной занятости стоматологических работников.
Что Вы ожидаете в ближайшие 50 лет от своей работы и от стоматологии в Италии?
Лично я надеюсь, что смогу продолжать работать в научных кругах, вместе с людьми, с которыми я работаю, расти вместе: я не могу желать ничего лучшего. Однако, что касается стоматологии в целом, я ожидаю, что молодые коллеги смогут создать несколько иной вид стоматологии, чем тот, который мы наблюдали или в котором мы играли ведущую роль до сих пор, с более гибким маркетингом и стремлением к снижению затрат, как для стоматолога, так и для пациента, чтобы удовлетворить потребности в работе всех наших коллег. Возможно, нужно будет больше внимания уделять профилактике, гигиене, консервативной стоматологии и незначительным реабилитационным процедурам, которых достаточно для обеспечения хорошего качества жизни пациентов. Компании будут играть важную роль в этом перебалансировании профессии, и им тоже придется принять добродетельное сдерживание расходов. Я настроен оптимистично, потому что считаю, что есть широкие возможности для такого рода эволюции в нашей профессии при условии единства целей всех, кто работает в этом секторе.