Инженер на службе стоматологии

Алессандро Мотрони, 34 года, родом из Комо, степень по биомедицинской инженерии в Миланском политехническом университете и миссия: привнести самые передовые инструменты диагностической визуализации в мир стоматологии. Нелегкая задача, но увлекательная для человека, который знает потенциал новых технологий.

Алессандро Мотрони, биомедицинский инженер, специализирующийся на больничном оборудовании и диагностической визуализации, родился в Комо в 1976 году. Еще до окончания Миланского политехнического института по специальности «Биомедицинская инженерия» он начал работать над применением технологий трехмерной реконструкции в медицине и разработкой фильтров сегментации радиологических изображений, как для диагностики, так и для планирования и моделирования хирургических операций. В области стоматологии и челюстно-лицевой хирургии он сотрудничает со специалистами международного уровня в области компьютерного планирования хирургических вмешательств и виртуальной навигации пациента. Его миссия, объясняет он, заключается в том, чтобы донести до клиницистов самые передовые средства диагностической визуализации для практического и комплексного применения в повседневной хирургии. Результаты его исследований в этой области в настоящее время публикуются в национальных и международных научных журналах. Рецензент научных статей для журнала Clinical Implant Dentistry and Related Research (Wiley) по темам, связанным с визуализацией зубов, Мотрони является основателем и техническим руководителем 3Diemme, биоинженерной компании, расположенной в Канту (Комо), которая помогает врачам в оценке и покупке новых медицинских технологий и в поиске квалифицированных поставщиков для создания новых продуктов.

Господин Мотрони, давайте начнем издалека: когда зародилась биомедицинская инженерия и какое влияние она оказала на медицину?

С «институциональной» точки зрения биомедицинская инженерия — относительно новая наука. Только подумайте, что в 2010 году исполнилось 20 лет со дня основания факультета биоинженерии в Миланском политехническом университете, который является центром международных исследований. На самом деле истоки этой дисциплины, объединяющей технологии и медицину, теряются в истории. Я считаю, что первым «биомедицинским инженером» можно считать Леонардо да Винчи, который первым подошел к анатомическим исследованиям с тем же инженерным мышлением, которое позволило ему создавать чудесные изобретения. Сегодня использование технологий абсолютно интегрировано во весь путь реабилитации пациента: от инструментальной диагностики до хирургического лечения и послеоперационного наблюдения.

Возможно, отдельная глава должна быть посвящена стоматологии: каково влияние технологий в этой дисциплине и каков вклад инженерии в стоматологический сектор?

В этой области решающую роль сыграли технологии. Достаточно вспомнить биоматериалы, используемые в стоматологической хирургии на всех уровнях, от цементов и светоотверждаемых смол до материалов, используемых для изготовления имплантатов и обработки их поверхности. Однако многие из этих технологий не были разработаны специально для стоматологии, а были «унаследованы» от других медицинских дисциплин, таких как ортопедия и нейрохирургия. Если говорить о целевом вкладе в более узком смысле, то инструментальная стоматологическая диагностика особенно выиграла от внедрения технологии получения конусного луча, который, при сниженной дозе излучения по сравнению с традиционным томографическим получением, обеспечивает клинициста высококачественными диагностическими изображениями, на основе которых можно разработать полный план лечения.

Технологии больше навязали себя в диагностической или терапевтической сфере?

Диагностика и терапия — это две части плана лечения пациента, и технологии направлены на развитие обеих. Диагностический процесс, вероятно, претерпел наибольшую эволюцию за эти годы, поскольку от решений, принимаемых циником на этом этапе, зависит весь терапевтический и реабилитационный путь пациента. Сегодня в практике можно использовать оборудование, которое еще несколько лет назад было не очень доступно; технология конусного луча появилась как в виде машин с большим полем анализа, таких как полный череп, так и включенных в «многофункциональные» цифровые панорамы, поддерживающие решения врача комплексно и часто трехмерно. Информация, полученная с помощью этих технологий, может быть интерпретирована с помощью очень высокоточного диагностического программного обеспечения, которое может идеально воссоздать анатомию субъекта и смоделировать операцию на виртуальной модели. Это планирование может быть воплощено в реальный план лечения благодаря возможности работать в режиме управляемой хирургии, т.е. переносить виртуальный проект в хирургическое руководство, адаптированное к потребностям врача и пациента, и заранее готовить временный протез для установки после операции, если возможна немедленная нагрузка. Все это также поддерживается технологиями CAD-CAM, доступными в современных зуботехнических лабораториях, искусство которых сочетается с использованием все более сложных материалов и машин.

Каков в настоящее время средний технологический уровень итальянских стоматологов?

Читайте по теме:  Звездное устройство

В настоящее время мы наблюдаем удивительное любопытство стоматологов к новым технологиям, к сожалению, не всегда направленное на их внедрение. С одной стороны, новейшие технологии имеют довольно высокую стоимость, которая в наше время экономической неопределенности не всегда поддается амортизации в краткосрочной перспективе. С другой стороны, стоматологическая наука всегда была очень «практичной» и не очень технологичной, поэтому более зрелым стоматологам трудно интегрировать этот вид обучения в свою практику. С другой стороны, молодые стоматологи, более привыкшие к использованию компьютеров в своей повседневной жизни, способны уловить положительные аспекты этой фазы роста, которая, что вполне естественно, следует за сменой «поколений».

Какие устройства наиболее широко используются?

Цифровые ортопантомографы и, робко, несколько малообъемных (от 5 до 8 см) конусно-лучевых аппаратов. Несмотря на то, что рынок стремится к трехмерному ведению пациентов, люди все еще полагаются на «старые» двухмерные изображения, как для простоты интерпретации, так и по привычке. Однако я замечаю, что некоторые стоматологи идут дальше, особенно на этапе диалога с пациентом, который, зачастую не обладая необходимой культурой для полного понимания плана лечения, больше участвует в принятии решения, наблюдая на экране компьютера за вращением своей виртуальной челюсти или челюстной кости. С другой стороны, среди «терапевтического» оборудования наконечники и микромоторы достигли совершенства и теперь используются всеми специалистами, наряду со все более распространенными пьезоэлектрическими хирургическими инструментами.

Что побуждает профессионала осваивать новые технологии сегодня?

Можно выделить два основных «драйвера»: первый — это, безусловно, пациент. По сравнению с тем, что было несколько лет назад, сегодня пациент очень хорошо информирован (через популярные журналы или телевизионные интервью) и больше не «проходит» терапевтическое лечение пассивно. Очень часто ко мне обращаются хирурги, которые хотят использовать наши технологии для общения с пациентом или для поддержки его в менее инвазивном подходе по сравнению с традиционной хирургией. Вторая причина — конкуренция: количество стоматологических клиник увеличилось, и конкуренция из-за рубежа также дает о себе знать, не говоря уже о недорогих клиниках. Если стоматолог не идет в ногу со временем, пациент, скорее всего, осмотрится и найдет альтернативу, которая может быть дешевле или технологичнее: но первое обычно игнорируется, если второе действительно воспринимается пациентом как добавление ценности к его лечению.

С какими основными препятствиями сталкивается стоматолог при использовании современного оборудования?

По сути, их два: экономические инвестиции и личные обязательства. Первый вариант может быть решен в зависимости от количества пациентов, на которых будут амортизироваться инвестиции. С другой стороны, личное участие, являющееся ключом к успеху любого бизнеса, отличается у разных стоматологов: для одних, в силу специфической «forma mentis», подход к использованию компьютера является весьма проблематичным; другие же, благодаря своей страсти к работе, преодолевают эти трудности.

Какой будет стоматология завтрашнего дня?

Сегодня клиницист хотел бы взаимодействовать с технологией более простым способом. Я думаю, что в будущем произойдет встреча между потребностью клинициста в «удобстве использования» и пока еще нераскрытым потенциалом технологий. Это будет возможно только тогда, когда терапевтическое лечение будет восприниматься как командная работа, в которой каждый член команды предоставляет свои специфические навыки. Наш опыт подтверждает, что в многопрофильных (особенно зарубежных) исследовательских группах, состоящих из радиологов, стоматологов, биоинженеров, протезистов и зубных техников, рабочий процесс протекает беспрепятственно, а специфические навыки дополняют друг друга на прекрасном пути к терапевтическому успеху.