Врач — пациент: отношения, способные принести много удовлетворения обоим, но как они развиваются в современном обществе?
Это факт, что мы живем в мультимедийном обществе, где возможности подключения достигли такого уровня, что утром мы проверяем прогноз погоды на своем смартфоне вместо того, чтобы использовать традиционные каналы, такие как радио и телевидение. Как только мы выходим из дома, мы поглощаем огромное количество информации, даже не осознавая этого, подвергаясь всевозможной бомбардировке средствами связи и рекламы.
Здравоохранение, и стоматология в частности, не чужды этому новому способу распространения информации, который в итоге сильно меняет то, что раньше было межличностными отношениями между врачом и пациентом.
Когда-то давно фигура врача и стоматолога была «партнерской». Пациент слепо полагался на лечение, назначенное выбранным им стоматологом, часто принимая на себя всю вину и все тяготы в случае неудачи. В настоящее время эти отношения имеют тенденцию к более равноправным, и пациент стал активным партнером в выборе плана лечения. Толерантности стало гораздо меньше, чем раньше, и трудно простить неправильное решение врача.
То, что, к сожалению, посеяли СМИ, — это недоверие. Многие люди сейчас обращаются к Сети, чтобы подтвердить то, что они узнали после сеанса у стоматолога, но, к сожалению, информация, полученная по этим каналам, не может быть более ценной, чем информация их собственного врача, который, возможно, знает их уже некоторое время. Часть этой информации в итоге порождает у некоторых пациентов утверждение, что они обладают большими знаниями, чем лечащий врач, и поэтому они не принимают во внимание диагноз или лечение последнего. Все это делается из лучших побуждений, разумеется, в целях защиты собственного здоровья.
Однако важно понимать, что ценность стоматолога измеряется не размером кабинета, роскошью обстановки или присутствием в Интернете, а дружелюбием, общением, прозрачностью, эмпатией и готовностью к дискуссии. Если эти аспекты будут открыты заново, то отношения между врачом и пациентом могут быть снова улучшены на благо обоих.
Основой хорошего терапевтического результата всегда являются благоприятные отношения между врачом и пациентом. Именно по этой причине меня еще больше пугают те реалии, которые направлены на его унижение, если не аннулирование. Сегодня предпринимательство в этом секторе привело к появлению множества многоцелевых центров, часто франшизных, иногда недорогих, что не может не вызывать недоумения. Часто при такой организации взаимоотношений между врачом и пациентом не существует, потому что терапия предлагается разными операторами от одного сеанса к другому. В результате устанавливаются отношения между пациентом и брендом, что может только унизить профессию. Конечно, многие из этих структур работают хорошо и во имя здоровья пациента, но важным советом для тех, кто обращается к этим реалиям, может быть только попытка установить доверительные отношения с оператором, который становится референтной фигурой в центре, даже если некоторые услуги должны выполняться другими.
В конце этого краткого размышления, я надеюсь, стало ясно, что нет ничего плохого в том, чтобы пользоваться медиаресурсами, но может быть неправильно использовать полученную информацию. Эта информация не может перевесить ценность межличностных отношений между врачом и пациентом, которые, несомненно, являются краеугольным камнем всех успешных терапий.