За все эти годы я рассказал о широком спектре галеновых продуктов — от эфирных масел до маточных настоек, сухих экстрактов и так далее. В этом выпуске я хотел бы поговорить о смолах, а точнее о смоле, веществах, которые на самом деле мало используются мной и которые недавно привлекли мое внимание почти случайно
Как я всегда говорил, область биологически активных добавок обширна, и область растительных лекарств, которая охватывает лишь небольшую ее часть, также обширна. К сожалению, опубликованная литература по этому вопросу в стоматологии и гигиене полости рта все еще скудна, несмотря на постоянно растущий интерес к нему.
Термин Sangre de Grado или Sangre de Drago используется для описания латекса (похожего на кровь), получаемого при простом надрезе некоторых видов амазонских растений рода Croton (Euphorbiaceae), которые относятся к чрезвычайно интересной рыночной нише — целебным средствам. Это растение стало символом потенциала лекарственных растений для развивающихся стран, в данном случае Перу. Это широко доступный, хотя и быстро истощающийся ресурс, а возможность активно выращивать его в рамках современных агролесомелиоративных технологий делает его типичным примером так называемой «недревесной лесной продукции».
Латекс является одним из тех веществ, которые определяются как экссудаты, то есть выделяемые растением спонтанно или в результате травмы, категория, которая также включает живицы, бальзамы, смолы и камеди.
Смолистый латекс Croton lechleri получают путем надрезания коры. Этот латекс содержит три фармакологически активных компонента: алкалоид (таспин), проантоцианидины и дитерпеновые лигнаны.
Алкалоиды, к категории которых относится таспин, представляют собой азотистые органические соединения, относящиеся к разнородным химическим группам. Они почти исключительно растительного происхождения и обладают способностью вызывать, даже в очень малых дозах, важные биологические действия. На сегодняшний день известно около 3000 выделенных алкалоидов (кофеин, стрихнин, никотин, хинин, атропин — лишь некоторые из наиболее известных) из примерно 4000 различных видов, и многие из них обладают мощной фармакологической активностью у человека.
Лигнаны — это полифенолы, то есть структуры, состоящие из нескольких фенольных групп, к которым относятся флавоноиды.
Проантоцианидины — сложные полифенолы, состоящие из нескольких катехиновых единиц (1; 2)
Сангре де Драго — это, прежде всего, цикатризант, но Валнет (3) приписывает ему вяжущие, антисептические, гемостатические, обезболивающие, дезинфицирующие и регенерирующие мышечную ткань свойства. Фармакологическое применение: иммуностимулирующее, противовоспалительное, цикатризантное.
Используется в случаях пониженной способности к самодетоксикации, направлен на слизистые оболочки верхних дыхательных путей и желудка (4).
Химически разлагая растение, мы находим проантоцианидины. Их сложная стереохимическая конформация вызывает преципитацию сывороточных белков: по-видимому, это связано в основном с физическим, а не химическим действием. Это приводит к образованию устойчивой корки менее чем за 24 часа (7). Далее следует алкалоидная фракция, в которой преобладает таспин, обладающий цитотоксической активностью (in vitro) против клеток V-79 (5) и KB (6), а также противовоспалительным эффектом в некоторых моделях животных.
Однако основное действие таспина, по-видимому, заключается в его способности привлекать фибробласты, наиболее важные клетки в процессе заживления (формирования новой рубцовой ткани). Считается, что лигнаны, такие как 3′, 4-0-диметилцедрумсин, сохраняют исходную ткань (7).
Проантоцианидины обладают способностью образовывать пленку, которая защищает как от микробного вторжения в раны, так и от активности свободных радикалов; высокое содержание полифенолов в смоле Croton lechleri обеспечивает противовоспалительное действие и сильную антибактериальную способность; похоже, что вместе они способствуют заживлению поврежденных тканей. Фибробласты, обработанные таспином, показали значительное увеличение количества мигрирующих клеток, предполагая, что этот эффект может быть обусловлен работой лимфы и заживляющей активностью таспина (8). Также сообщалось, что двукратное ежедневное местное применение улучшает время заживления на 31% (9).
Использование крови дракона в стоматологии и зубной гигиене
Его заживляющая и кровоостанавливающая способность делает применение латекса Croton Lechleri полезным во всех случаях, когда требуется немедленное и быстрое заживление. Более короткое время заживления уменьшает большинство проблем после операции или после лечения. Хотя быстрое заживление всегда желательно.
Хотя мы только недавно начали использовать драконью кровь в нашем учреждении, мы уже убедились в ее эффективности в качестве амбулаторного и домашнего средства.
Благодаря нашему опыту мы можем рекомендовать его в следующих случаях.
Для постэкстракционного заживления: его заживляющая способность была проверена на двух экстракциях верхней восьмерки, проведенных за один сеанс у одного и того же пациента. Элементы имели схожую морфологию и положение в гнезде, швы не использовались. Часть, обработанная кровью дракона, три раза в день, уже через пять дней показала образование пробки/корки, а через 12 дней диаметр альвеол после экстракции уменьшился на 50% по сравнению с необработанной частью.
Быстрое заживление как при травмах первого, так и второго намерения. Как амбулаторное, так и домашнее применение сокращает время заживления, всегда на ощупь, даже в случае открытия места имплантата.
В качестве гемостатического средства на поврежденные слизистые оболочки, при любом виде кровотечения.
Во время ручного или механического инструментария при обильном кровотечении краситель можно использовать как в качестве ополаскивателя, так и контактным способом, а также для ирригации.
В случае кровоточащего гингивита продолжить лечение. Если кровотечение не позволяет, мы продолжаем работу либо в виде полоскания, либо контактным способом.
Использование натуральных продуктов в стоматологии и стоматологической гигиене до сих пор остается редкостью, особенно среди гигиенистов, для которых это остается эффективным и действенным терапевтическим средством в нашем распоряжении. В основном это связано с тем, что наша университетская подготовка, а до этого наш культурный фон и терапевтический менталитет все еще очень закрыты для такого типа подхода. На самом деле, оглядываясь на историю медицины и биохимии, мы понимаем, что в очень многих синтетических лекарствах используются молекулы на основе растений, и поэтому даже в аллопатической медицине косвенно и бессознательно используются суррогаты фитотерапии.
Для иллюстрации этого можно сказать, что при фитотерапии человек съедает целый стейк, а при аллопатической медицине он принимает концентрат белка, упуская все остальные питательные вещества, которые может дать пища (этим примером я не хочу обидеть вегетарианцев и веганов).
В заключение я советую всем попробовать использовать эту смолу во время лечения и терапии, помня, что настойка мало окрашивает рот, но много — все остальное.