Подходк имплантациипри все более тяжелой атрофии верхней челюсти становится все более распространенным, но, в то же время, все еще представляет собой клинический вызов, с которым можно справиться только с помощью отличных материалов и проверенных протоколов. Столкнувшись с откровенно тяжелым дефицитом, затрагивающим как горизонтальные, так и вертикальные размеры, имплантолог, по сути, оказывается перед выбором между 3 вариантами аугментациикости: управляемая регенерация кости (GBR), остеогенная дистракция и трансплантация onlay, т.е. блочная трансплантация. Последний представляет собой классический и наиболее документированный метод, который предполагает экстраоральный забор материала, например, гребень подвздошной кости, или интраоральный, например, восходящий отросток нижней челюсти.
Даже аутологичная кость, хотя и представляет собой золотой стандарт с точки зрения биосовместимости и остеокондуктивности, после пересадки в реципиентный участок подвергается процессам заживления и интеграции, обязательно включающим определенную скорость резорбции.
Для того чтобы эффективно оценить степень этого процесса, немецкая команда Штрикера провела аналитическое исследование изображенийконусно-лучевой компьютерной томографии, прошедших автоматизированную регистрацию. Результаты исследования были недавно опубликованы в статье в журнале International Journal of Implant Dentistry.
В работу были включены в общей сложности 11 взрослых пациентов (возраст 20-69 лет, средний 53 года), 10 из которых были женщины, страдающие от тяжелых костных дефектов с поперечной толщиной менее 3 мм и минимальным вертикальным размером 7 мм.
Блочная трансплантация: степень резорбции
Всем была проведена конусно-лучевая компьютерная томографияв нулевой момент времени, сразу после операции по наращиванию кости и через 12 месяцев после нее, которая для всех состояла из ретромолярного отводящего блок-графта. Техника была одинаковой для всех: парамаргинальный мукопериостальный разрез и кортикомедуллярная заготовка, с пьезоэлектрической хирургией и остеотомом, из восходящего отростка нижней челюсти. Затем трансплантат был адаптирован к реципиентному участку (предварительно подготовленному и оцененному), к которому он был зафиксирован титановыми винтами диаметром 1, 5 мм и длиной 8 мм. Затем лоскут без натяжения сшивался нерассасывающейся нитью.
В общей сложности 11 пациентам было проведено 16 процедур по наращиванию костной ткани и в среднем чуть более чем через 3 месяца было установлено 22 имплантата, все из которых были успешно протезированы.
Что касается объемного анализа, как уже упоминалось, использовалась процедура регистрации изображений для сравнения изображенийCBCT, полученных на разных этапах, с сохранением одинаковых анатомических ориентиров областей интереса (ROI).
Средний объем трансплантата составил 372, 2 ± 179, 4 мм 3 . В конце годичного наблюдения резорбция по отношению к начальному объему составила 43, 7 ± 19, 0% и была признана весьма значительной, с большей разницей в верхней челюсти.
В заключение, большие объемные вариации, обнаруженные в этом пилотном исследовании, в ожидании контролируемых исследований с численно более согласованными образцами, демонстрируют необходимость тщательного мониторинга степени резорбцииблочного костного трансплантата до и после установки имплантата, даже при такой устоявшейся технике, как рассматриваемая нами.