Неотложные медицинские состояния в стоматологии. Профилактика и лечение— так называется книга, изданная Tecniche Nuove, написаннаяДжованни Дамиа, медицинским анестезиологом и специалистом по одонтостоматологии, предшественником в Италии относительной анальгезии по Ланге, метода, позволяющего предотвратить чрезвычайные ситуации: именно такая философия содержится в книге, являющейся результатом 40-летнего опыта.
Ежегодно в Италии в стоматологических клиниках происходит 2-3 смерти, вызванные чрезвычайными и экстренными ситуациями, которых в общей сложности насчитывается несколько сотен. Эти цифры невелики по сравнению с миллионами операций, проводимых стоматологами каждый год, но они все равно значительны из-за серьезных последствий, которые могут иметь эти события не только с медицинской и юридической, но и с человеческой и профессиональной точки зрения. По этой причине стоматологи должны хорошо знать предмет ибыть надлежащим образом обучены, чтобы иметь возможность иметь дело с экстренными случаями, но прежде всего понимать, как предотвратить их возникновение, как советует Джованни Дамиа, который первым в Италии начал использовать так называемую «сознательную седацию» еще в середине 1980-х годов, настолько, что заслужил звание итальянского отца этого метода. Уже является автором, совместно с Луиджи Палья, книгиL’Analgesia Relativa secondo Langa, изданной Tecniche Nuove, в томеUrgenze ed emergenze mediche in odontoiatria. Профилактика и лечениепосвящен еще одной очень полезной теме. И на этот раз он делает это с глубоким знанием предмета, накопив 40-летний опыт работы в этой области.
Доктор Дамия, прежде всего, чем отличаются неотложные и медицинские неотложные состояния в стоматологии. Профилактика и лечение?
Прежде всего за основной подход, который я придал этой работе, потому что в представленных на рынке текстах на эту тему медицинские чрезвычайные ситуации в стоматологическом кабинете сравниваются с чрезвычайными ситуациями, которые могут произойти на общественной улице, но это неверно. ВМедицинские неотложные состояния в стоматологии. Профилактика и лечениеЯ попытался объяснить причины, различия, которые можно проследить по нескольким аспектам. Во-первых, стоматолог имеет возможность предсказывать чрезвычайные ситуации, выявляя пациентов, которым грозит чрезвычайная ситуация. Тогда, зная, что в большинстве случаев стоматологические чрезвычайные ситуации имеют психогенную и нейровегетативную причину, врач всегда имеет возможность избежать их возникновения путем устранения причины. Наконец, есть третий аспект, который делает стоматологические чрезвычайные ситуации совершенно отличными от тех, которые могут произойти на общественной улице, и это мониторинг общего состояния пациента: это задача, которую может и должен решать стоматолог и его команда.
Также потому, что чрезвычайные ситуации не все одинаковы. ..
Конечно, существует четыре различных степени чрезвычайной ситуации: самая низкая (степень I) дается дискомфортом и легким неудобством, а затем поднимается до срочности, продиктованной некоторым нарушением кровообращения и дыхания, которое не является серьезным (степень II), которое может стать серьезным или настоящей чрезвычайной ситуацией (степень III) и привести к остановке сердечно-сосудистой системы (степень IV). Все книги на рынке начинаются с этого последнего пункта, самого серьезного, но, на мой взгляд, это неправильно, потому что вместо этого мы должны начать разбираться с более легкими случаями, предотвращать их и лечить, чтобы не закончить остановкой кровообращения, с которой трудно справиться, если у вас нет очень высокой медицинской квалификации.
Поэтому и в этой области профилактика — это путь вперед…
Да, и у меня есть доказательства этого за 40 лет клинической деятельности. С помощью первичной профилактики, т.е. используя эмпатический подход к пациенту и определенные седативные методы, такие как, например, сознательная седация, можно смягчить или устранить причины возникновения чрезвычайных ситуаций. Вторичная профилактика, с другой стороны, лечит менее серьезные состояния для того, чтобы они не привели к остановке кровообращения, потому что, леча болезнь, легкую липоптимию, эмоциональные или кардиоциркуляторные кризисы, мы избегаем прихода к самой серьезной конечной стадии.
Какую самую распространенную ошибку совершают стоматологи?
Недооценка пациента, отказ от сбора анамнеза, даже когда это кажется излишним, является самой серьезной и частой ошибкой. Я помню, например, случай с коллегой, который только после проведения гингивэктомии 26-летнему пациенту обнаружил из-за обильного кровотечения, что у молодого человека недавно был сердечный приступ, но узнал об этом только после проведения операции, подвергнув пациента серьезному риску. С другой стороны, необходимо всегда проявлять максимальную заботу о человеке, который будет сидеть в кресле, собирая всю необходимую информацию для совершения стоматологического акта, потому что даже простое удаление зуба у пациента, находящегося в группе риска, может привести к настоящей чрезвычайной ситуации.
Как вкратце структурирован том?
Он разделен на 10 глав, каждая из которых посвящена определенному аспекту этой темы, основа которой лежит в этиопатогенезе, т.е. этиологии чрезвычайных ситуаций. Таким образом, в этиопатогенезе я рассмотрел все синдромы, которые могут привести к осложнениям, наиболее частые клинические картины и изложил профилактический дискурс для всех возможных ситуаций.
Учитывать также медико-правовые аспекты?
Да, также в свете того, что для стоматологов, занимающихся частной практикой, не существует точных обязательств, а только общие указания, которые должны быть известны и применяться на практике. На практике, при возникновении спора, специалист должен быть в состоянии продемонстрировать, что он вел себя в соответствии с конкретным риском данного пациента, и это то, что я пытался объяснить в тексте.
Кому конкретно адресована эта книга?
Эта книга адресована в основном молодым стоматологам. Это связано с тем, что стоматологи определенного возраста, особенно те, кто имеет диплом в области медицины и хирургии, имеют иной клинический опыт, чем выпускники факультетов стоматологии и зубного протезирования, которые с технической и профессиональной точки зрения, конечно, лучше стоматологов сорокалетней давности, но с медицинской точки зрения имеют некоторые пробелы, например, в отношении использования определенных лекарств. Поэтому эти специалисты, работающие с пациентом, у которого могут быть осложнения, должны иметь определенные представления о том, что рассматривается в книге, поскольку книга задумана как инструмент, адресованный тем, кто работает. Не зря в книгу включены все клинические картины наиболее часто встречающихся чрезвычайных ситуаций, с которыми стоматолог может ознакомиться, зная, однако, что главное — это подход к пациенту, ориентированный на профилактику.
Какой еще совет вы бы дали молодым людям?
Я считаю, что в некоторых обстоятельствах, опять же в силу принципа профилактики, то есть основной философии, предложенной в этом томе, который является обновлением текста, написанного мной в 1990-х годах, стоматолог, особенно если он молод и неопытен, должен отказаться от пациента с высоким риском чрезвычайной ситуации, направив его в больницу. Однако мое другое предложение касается использования кислорода — препарата, не имеющего побочных эффектов и поэтому всегда показанного в экстренных случаях. Вот почему я советую молодым людям использовать сознательную седацию, или, по словам Ланги, РА, технику, которая позволяет контролировать тревожность пациента путем введения закиси азота и кислорода в заранее определенных количествах. Это метод, который может использоваться в любой стоматологической практике и эффективен для тревожных пациентов, но это также и метод спасения жизни, поскольку он снижает риск возникновения чрезвычайной ситуации, а благодаря кислороду, вводимому в больших количествах, делает его безопасным и не имеющим побочных эффектов.