Образовательные мероприятия для мотивации молодого пациента

Плохая гигиена полости рта может оказать влияние на повседневную жизнь каждого ребенка и будущего «социального человека». Здоровые зубы и десны — это синоним общего здоровья, самооценки, развития языка, социального развития, уверенности в себе и передачи эмоций.

Начиная с фундаментальной важности концепции профилактики, задача гигиениста стоматологического, как уже неоднократно говорилось, заключается не просто в удалении зубного камня и налета, а в мотивации и обучении пациентов здоровью полости рта.

Поэтому гигиенист должен акцентировать внимание детей и родителей на гигиене полости рта, приучая их к мысли, что привычки здорового образа жизни — это первый большой шаг в сохранении здоровья. Поэтому важно понять, как управлять мотивацией людей, проводя дифференцированный анализ по возрастным группам.

В качестве примера я приведу проект с маленькими пациентами в возрасте от 2 до 5 лет в детском саду.

ДОШКОЛЬНЫЙ ПРОЕКТ

По моему опыту, благодаря сотрудничеству учителей, которые с начала года сосредоточили свою образовательную программу Монтессори на развитии самостоятельности и личной заботы, удалось реализовать внеклассный проект «La pappa dolce» (1), встреченный с большим энтузиазмом семьями и детьми.

Общими целями данного проекта являются обучение, мотивация и привлечение внимания детей и родителей к здоровью полости рта, объяснение важности правильной гигиены полости рта в домашних условиях, а также содействие снижению государственных расходов, связанных со стоматологической помощью, с акцентом, таким образом, на сильную первичную профилактику через санитарное просвещение сообщества.

Промежуточными целями являются:

  • создать совместную команду, состоящую из гигиениста, стоматолога, учителей, педагогов/воспитателей и диетолога/педиатра, определив их соответствующие роли, подготовить предлагаемые мероприятия и установить их продолжительность;
  • зафиксировать первую встречу (в вечернее время) с семьями детей, чтобы объяснить суть проекта (подписание согласия на участие).

Наконец, проект должен включать следующие конкретные цели

  • Изучить знания и поведение родителей, связанные с гигиеной полости рта у их детей.
  • Изучение привычек питания детей.
  • Объяснить важность гигиены полости рта, связав ее с наиболее частыми патологиями полости рта, встречающимися у детей, такими как кариес и гингивит, представив доступные сегодня домашние средства для ежедневной гигиены полости рта.
  • Представьте родителям министерские рекомендации (2), касающиеся укрепления здоровья полости рта и профилактики патологий полости рта в возрасте развития (возможно, еще малоизвестные), в частности, аккредитованные практики, связанные с осмотром зубов у детей, с настоятельными рекомендациями.
  • Предложение и заполнение анкеты.
  • Посещения и мотивация для достижения реального изменения поведения и развития автономии у маленьких детей.

Ресурсы, необходимые для проекта

  1. Человек: рабочая команда (гигиенист, стоматолог, педагог, воспитатели и учителя, диетолог и педиатр)
  2. Материалы: классная комната с проектором, доской, информационные видеоматериалы, DVD, информационные буклеты, набор зубной пасты и зубной щетки, демонстрационная модель рта с демонстрационной зубной щеткой, зеркала, набор для стоматологического осмотра (спекулум, зонд, зеркало), материалы для занятий с детьми.
  3. Экономичный: Бюджет может быть предоставлен школьным кассиром для внеклассных проектов или семьями, учреждениями или лицами, заинтересованными в проекте.

Сроки проекта

Внеклассный проект может длиться весь учебный год, примерно 10 месяцев, начиная с начала года (сентябрь) с тесных личных встреч, по одной в неделю, и затем возвращаясь в школу еще дважды для повторной оценки (январь и май).

СТРУКТУРИРОВАНИЕ ПРОЕКТА

1.
Первая встреча с родителямии педагогами

На первой встрече (вечерней) представляется команда и проект, раздается анкета, которую нужно будет заполнить дома.

2.
Вторая встреча с родителямидля фронтального урока

На второй встрече будет проведено фронтальное занятие с семьями, которые доставят заполненную анкету.

В этом случае наглядно объясняется, что такое профилактика и санитарное просвещение, с помощью проекционных слайдов и видеороликов рассказывается о зубном налете, кариесе и важности ежедневной гигиены полости рта. Также объясняется простая демонстрация правильной гигиены полости рта, начиная с чистки зубов и подробно описывая зубные пасты (рекомендуемое количество фтора ppm в зависимости от возраста), ручные и электрические зубные щетки, детекторы зубного налета и т.д., а также песочные часы и другие полезные инструменты.

Педиатр или диетолог может вмешаться, чтобы дать советы по правильному питанию и объяснить взаимосвязь между кариесом и питанием, также упомянув о важности здоровых привычек питания для предотвращения будущих системных заболеваний, которые сейчас определяются как патологии развитых обществ, таких как диабет и ожирение.

Вмешательство стоматолога и гигиениста сосредоточено на анатомии молочных зубов, сроках отшелушивания и роста постоянных зубов, настаивая на важности ухода за полостью рта даже в переходной фазе смешанных зубов (никогда не теряйте бдительность!). Роль стоматолога в описании семьям шагов, предлагаемых для стоматологических осмотров самых маленьких детей, является основополагающей на этом этапе.

Также полезно поговорить о фторе и важности, с точки зрения эпидемиологии кариеса, таких клинических процедур, как герметизация и фторпрофилактика, объясняя их технику, цели и субъектов, которым они настоятельно рекомендуются, настаивая на том, чтобы родители мотивировали их в отношении детей.

Во время фронтального занятия собираются анкеты, заполненные родителями; часть, относящаяся к конкретным эпидемиологическим показателям, будет заполнена стоматологом и гигиенистом после посещений. Один и тот же вопросник будет повторно использован для двух повторных оценок, предусмотренных проектом, чтобы провести сравнение.

3.
Первый подход с детьми

Iпервая встреча с детьми происходит в учебное время, в тесном сотрудничестве с воспитателями и учителями. Начиная с персонажа из детской книжки (2, 3, 4), лучше по предварительному согласованию с воспитателями, мы представляемся в детском саду как «Зубные друзья», готовые помочь тому, кто в этом нуждается. Персонажем может быть, например, кролик, который очень любит морковь, но не очень хорошо чистит зубы, который находит тысячу отговорок, чтобы не пользоваться зубной щеткой, пока не осознает ее важность и не станет таким старательным, что у него появится ослепительная улыбка.

Полезно провести с учителем своего рода введение в тему личной гигиены, а затем в ясной, простой и образной форме рассказать о зубах и о том, сколько всего человек делает со своим ртом каждый день, подчеркивая важность содержания в чистоте этих основных «шестеренок».

С помощью модели рта и гигантской зубной щетки детям сначала показывают зубы и их функции (небольшие подсказки по анатомии и номенклатуре для обогащения словарного запаса детей), а затем правильный механизм их чистки; наконец, детям предлагают попробовать модель.

Первая встреча направлена на два практических занятия: номенклатурные карточки Монтессори о строении зуба и модель рта, сделанная детьми, которая будет храниться в детском саду.

Номенклатурные карточки Монтессори

Монтессори карточки номенклатуры строения зуба можно подготовить, сделав три типа карточек: иллюстрированные со словами, только иллюстрации и только слова. Изучение анатомии и физиологии зубов поможет детям чистить зубы еще лучше, более осознанно; а первую информацию можно давать уже с детского сада.

В начальной школе важно будет вернуться и углубить с детьми все темы, которые они изучали в младшем возрасте, обогащая понятия анатомии и физиологии соответствующим возрасту научным содержанием.

Знание повышает мотивацию хорошо чистить зубы и способствует развитию независимости и самостоятельности, а также запоминать картинки с их названиями, обогащая словарный запас.

Картонная модель рта

Модель подходит для называния зубов и может быть сделана детьми, фактически это прекрасное занятие для их привлечения, а также хорошее упражнение в симметрии, после того как взрослый вырежет картонную опору. Вот что вам понадобится:
яичная коробка, из которой нужно вырезать десять или двенадцать зубов;
красный картон;
ножницы (используются взрослыми);
клей (виниловый клей, если клеят дети, в противном случае также горячий клей для ускорения работы) .

Дети располагают зубы на карточке, близко друг к другу, и, когда они удовлетворены композицией, приклеивают их. Когда клей высохнет, модель готова: им остается только вырезать карточку по дуге и написать названия зубов.

Можно также подготовить небольшие кусочки цветной бумаги, чтобы засунуть их между каждыми зубами для имитации пищи, которая остается в межзубных промежутках после еды. Наконец, зубная щетка (а для детей постарше — зубная нить) используется, чтобы показать, как удалять грязь между зубами, и каждый ребенок может попрактиковаться в том, чему он научился.

4.
Вторая встреча с детьми: обобщение понятий, высказанных ранее, и начало практической деятельности

Читайте по теме:  Стоматологи Словения Хорватия

Встреча открывается вступлением в форме рассказа, в котором выбранный вымышленный персонаж рассказывает о том, что он/она узнали на предыдущем уроке о зубах, время от времени спрашивая детей, помнят ли они также то, что узнали. Затем следует практическое занятие для поддержания внимания.

Пластиковые зубы

Каждому ребенку дается ламинированный лист с изображением гигантского зуба, фломастер и зубная щетка: фломастером они рисуют изображение зуба, чтобы представить грязь, которая оседает на зубах, а затем чистят его зубной щеткой, обращая внимание на правильное движение, всегда «от розового (десна) к белому (эмаль)», пока он снова не станет белым.

После занятия будут представлены инструменты, безопасные для зубов, те предметы, которые никогда не должны расставаться с нашими улыбками.

Зубная щетка: электрическая или ручная, с маленькой головкой, пропорциональной детскому рту, эргономичной ручкой, подходящей для их маленьких рук, с мягкой щетиной, чтобы избежать травмы десен, но, прежде всего, зубная щетка, которая должна использоваться с правильными механическими движениями, продиктованными самими детьми. Наконец, мы поговорим о зубной пасте со множеством вкусов, уточнив важность очень полезного ингредиента, с которым нельзя перебарщивать: фтора.

Наконец, мы переходим к детекторам зубного налета: высокомотивирующей игре, которую можно использовать до и после чистки зубов. Следуя бихевиористской психологии, можно дать небольшое вознаграждение, если зубы не окрашиваются при втором применении.

В этот момент встреча перемежается графическо-изобразительной деятельностью: детям раздаются листы бумаги с изображением различных домашних приспособлений для гигиены полости рта, которые они должны раскрасить в соответствии со своими вкусами. Это поможет им запомнить их в своем воображении как нечто более знакомое.

В конце встречи стоматолог и гигиенист, ознакомившись с детьми, проводят визит, проверяя обмен зубов, наличие кариеса, гигиену полости рта путем выявления зубного налета и наличия гингивита (в зависимости от возраста обследуемых выявляются DMFT, PI и BOP). Этот первый подход с медицинским персоналом важен прежде всего с психологической и эмоциональной точки зрения, для будущей лояльности и преодоления стоматологической фобии.

Изображение: www.robins.af.mil — фото ВВС США Рэй Крейтон

5.
Третья встреча с детьми: урок здорового питания в присутствии диетолога/педиатра и стоматолога

Он начинается с простого и понятного урока о здоровом питании и негативных последствиях употребления сладких, кислых или богатых консервантами продуктов и напитков. Чтобы продемонстрировать это и вовлечь детей, запланированы некоторые мероприятия (5).

Эксперимент с кариозным яблоком важен для того, чтобы дать детям ясельного и дошкольного возраста наглядное представление о влиянии кариеса на зубы. Вам понадобятся два красивых зеленых яблока, похожих друг на друга, и инструмент (карандаш или палочка для еды) , чтобы сделать глубокое отверстие в одном из яблок: кариес будет представлен этим отверстием, а яблоко — зубом. Как и яблоко, зуб также имеет пульпу, и чем дольше проходит время без ухода за ней, тем больше она повреждается (плод чернеет). Другое яблоко, напротив, останется нетронутым. После того как этот механизм будет четко объяснен, яблоки откладываются в сторону, и в конце урока, когда края отверстия станут коричневыми, детей спрашивают, какое яблоко они положили бы в рот.

Другим видом деятельности является игра в две корзины: еда и напитки раскладываются на ковре, а по бокам стоят две емкости, одна из которых изображает смеющийся зуб, а другая — плачущий; затем детей просят положить в нужную корзину те продукты, которые полезны для их зубов, и те, которые вредны для них.

Наконец, можно провести небольшой эксперимент с вареными яйцами, чтобы научить детей различать полезные и нездоровые продукты. Правда, близость яичной скорлупы и зубной эмали сомнительна, но визуальный эффект для ребенка необыкновенный. Вот что вам нужно две достаточно большие прозрачные банки; два вареных яйца (желательно с белой скорлупой); ассортимент здоровых продуктов (фрукты, сыр, овощи, хлеб), вода и молоко; ассортимент нездоровых продуктов (мед, сахар, шоколад, варенье, взбитые сливки, конфеты, мороженое) и кола; зубная щетка и зубная паста; миска с водой; поднос и блюдца; таймер или песочные часы также могут быть полезны для закрепления представления ребенка о том, сколько времени занимают две минуты, необходимые для чистки зубов. В первую банку помещается вареное яйцо, затем добавляется вредный для зубов продукт и кока-кола (чтобы сделать эксперимент еще более впечатляющим, можно добавить апельсиновый сок и уксус, чтобы яйцо не только испачкалось, но и отвратительно пахло и стало кашеобразным). Однако в другую банку вы кладете вареное яйцо, полезную пищу, а затем вливаете воду и молоко. Результат будет показан на последнем уроке: что произойдет? Что будет, если мы ляжем спать, не почистив зубы?

6.
Последняя встреча с педагогами, детьми и родителями

Последняя встреча с педагогами, детьми и родителями проводится во внеурочное время и начинается с того, что на ней рассказывают о результатах эксперимента, начатого в предыдущий раз, показывая банки с яйцами. Сравнение будет сильным: яйцо, погруженное в воду и молоко, будет прозрачным, а другое покроется черноватым, мутным налетом. Затем «грязное» яйцо кладется на поднос/скат, и ребенок, используя зубную щетку, зубную пасту и миску с водой, чистит его, пока оно снова не станет чистым.

Эксперимент учит нас тому, что здоровое питание, безусловно, лучше, но если иногда мы не можем устоять перед соблазном, главное — не забывать чистить зубы.

На этом этапе, в конце проекта, детям и родителям предлагается дидактический семинар, в ходе которого они должны будут изготовить предмет, связанный с рассматриваемой темой, чтобы запомнить опыт, например, песочные часы для хранения в ванной комнате в качестве таймера для чистки зубов, или доску практической жизни (по мотивам таблиц Монтессори).

Песочные часы: Вооружитесь двумя одинаковыми прозрачными пластиковыми бутылками, плотным картоном (например, коробками из-под пиццы) , таймером, чтобы дозировать 2 минуты для схода песка, мелким цветным песком, виниловым клеем, ножницами, карандашом, скотчем; разрежьте бутылки на две части на одинаковой высоте; отметьте на картоне широкий край дважды, а узкий — один раз; вырежьте, оставив границу около 1 см; в центре меньшего диска сделайте отверстие кончиком ножниц и увеличьте его кончиком карандаша; Приклейте один из больших дисков к одной из двух бутылок, а маленький диск — к другой; дайте клею полностью высохнуть, затем временно поставьте две бутылки одну на другую, не приклеивая; запустите таймер или песочные часы, держите бутылки одной рукой, а другой насыпайте в них песок с помощью ложки; Когда время истечет, быстро достаньте бутылку с лишним песком и опустошите ее. В другой бутылке теперь будет нужное количество песка для измерения 2 минут, и мы сможем собрать песочные часы. Приклейте большой диск к нижней части пустой бутылки (к верхней части которой уже приклеен маленький диск); нанесите немного клея и на маленький диск; переверните пустую бутылку вверх дном на полную, хорошо отцентрировав ее; когда клей высохнет, с помощью резака сделайте несколько надрезов вокруг картона, выступающего из центра и на двух концах песочных часов; закрепите их, туго стянув несколькими витками скотча; добавьте сообщение, напоминающее вам при каждом посещении туалета о встрече с зубной щеткой: «доброе утро» и «спокойной ночи».

Доска практической жизни: возьмите металлический поднос; сделайте небольшое отверстие в верхней части, чтобы его можно было повесить на стену; разделите его пополам, чтобы «дела, которые нужно сделать» можно было написать на верхней части, а «дела, которые сделаны» — на нижней; металлические колпачки, на которые можно приклеить сделанные на заказ карточки с написанными на них различными повседневными действиями (включая «чистку зубов»); колпачки будут прикреплены к подносу, и ребенку нужно будет только перекладывать их с одной стороны на другую, когда он выполнит свое ежедневное действие.

7.
Проверка/обзор

Проект завершается двумя дистанционными повторными оценками (январь и май). Они возвращаются в школу за простым, но важным мотивационным подкреплением. На этих встречах рассматриваются пройденные темы с помощью игр и вопросов. Наконец, вместе со стоматологом проводится повторная оценка состояния здоровья и гигиены полости рта, сравнивая данные, полученные в начале курса.