Распознавать таких пациентов для правильного терапевтического подхода и сохранения их жизни
Стоматолог все чаще в своей повседневной практике сталкивается с необходимостью работать с пожилыми пациентами или с пациентами с системными патологиями с высоким риском возникновения неотложных медицинских ситуаций во время оказания услуг. Отсюда вытекает необходимость выявления пациента с риском возникновения чрезвычайной ситуации для правильного и безопасного ведения до, во время и после лечения и адекватного знания оперативных протоколов для профилактики, а также терапии самой чрезвычайной ситуации.
Тщательный и скрупулезный анамнез является единственным действенным инструментом, которым располагает стоматолог для выявления пациента, находящегося в группе риска, которого можно отправить в лучше оборудованное и более подходящее учреждение или вести его в собственной практике, начав до начала лечения все необходимые процедуры для предотвращения или успешного преодоления любой чрезвычайной ситуации. В стоматологическом кресле мы можем наблюдать обмороки, аллергические реакции, судорожные и респираторные кризы, но, без сомнения, сердечно-сосудистая система подвергается наибольшей нагрузке во время стоматологического лечения, и ее измененная функциональность в условиях стресса может стать причиной серьезных чрезвычайных ситуаций; Этим я не хочу сказать, что каждый пациент с «кардиологическими проблемами» должен быть перенаправлен в другие структуры, но с помощью конкретных и целенаправленных вопросов можно узнать и оценить степень толерантности к нагрузкам (информация о физической активности пациента или о том, сколько ступенек он преодолевает до усталости), чтобы включить стоматологического/кардиопатологического пациента в один из 4 функциональных классов NYHA (Нью-Йоркской ассоциации сердца), где учитывается параметр «диспноэ«:
- 1°Кардиопатия с отсутствием одышки, как в покое, так и после нагрузки.
- 2-йКардиопатия с одышкой только при больших усилиях, незначительное ограничение физической активности.
- 3°Кардиопатия с одышкой при небольших усилиях, выраженное ограничение физической активности.
4-йКардиопатия с одышкой в покое.
Когда пациент не желает сотрудничать, может быть трудно включить его в функциональный класс, к которому он принадлежит, и, следовательно, количественно оценить его реальный риск. В этом случае необходимо сотрудничество с лечащим врачом или кардиологом. Для таких пациентов очень важно знать, как гармонизировать и контролировать тревогу, анестезию и боль, которые являются факторами, способными вызвать стресс сердечно-сосудистой системы. Предпочтительнее проводить вмешательство утром, короткими сеансами и в психологически комфортной обстановке; часто полезен прием анксиолитиков перед операцией.
Но как мы должны действовать в чрезвычайных ситуациях в нашей практике? Закон требует от нас, чтобы чрезвычайная ситуация и любые негативные последствия не были вызваны нашей неопытностью, небрежностью или халатностью. На самом деле, наличие всех необходимых лекарств и оборудования в нашем распоряжении в практике не освобождает нас от ответственности, если мы не используем их или даже используем неправильно при оказании неотложной помощи. С медико-правовой точки зрения, при появлении кардиологических симптомов необходимо своевременно сделать запрос на скорую помощь с врачом на борту, и мы всегда должны быть готовы действовать в присутствии свидетелей и по прибытии помощи.
Поэтому легко понять, что наш «риск» столкнуться с пациентами из группы риска высок и всегда будет выше. Отсюда вытекает необходимость иметь в операционной организованное и эффективное оборудование для оказания первой помощи, жизненно важные препараты и, прежде всего, обученный и отзывчивый персонал. Отсюда вытекает необходимость для всех сотрудников фирмы быть в курсе событий и периодически проводить имитацию наиболее часто возникающих чрезвычайных ситуаций, чтобы поддерживать высокий уровень взаимопонимания и гармонии, которые являются фундаментальными требованиями для спокойной рабочей обстановки.
TAG: Пациент, подверженный риску в стоматологической практике