Терапевтическая прогностическая модель, помогающая команде стоматологов назначить профиль будущего риска, разработанный специально для пациента с пародонтозом и имплантатами. Выигрышная модель мотивации пациентов и приверженности запланированной терапии, которая позволяет нам повысить ценность реабилитации.
Последние 30 лет в мировой стоматологии, несомненно, характеризуются экспоненциальным ростом имплантологии.Из дисциплины, находящейся в руках нескольких специалистов, за десятилетия она превратилась в процедуру, которую могут предложить большинство стоматологических клиник, либо непосредственно выполняя ее, либо привлекая внешних консультантов.
Есть несколько причин такого роста: во-первых, хирургические и ортопедические техники с годами стали проще, с повторяющимися протоколами, подтвержденными десятилетиями литературы, снижая затраты для пациента и ограничивая инвазивность и послеоперационный дискомфорт. Кроме того, многие пациенты хотят, чтобы эстетическое и функциональное восстановление жевательной функции осуществлялось с помощью несъемных аппаратов в качестве первого выбора, а не прибегать к другим решениям, таким как съемные протезы или мостовидные протезы с жертвованием здоровых тканей зубов, прилегающих к эдентулам. В конечном счете, не следует недооценивать тот факт, что имплантология также выросла, поскольку она представляет собой очень важный источник дохода для экономического бюджета многих медицинских учреждений, которые решили специализироваться в этой области.
Однако реализация реабилитации полости рта с опорой на имплантаты, будь то отдельный элемент или комплексное решение, сегодня не может и не должна быть конечной точкой ни для пациента, ни для стоматолога и его команды. На самом деле, сегодня, благодаря нашим знаниям, мы без труда проводим реабилитацию на имплантатах даже в случаях сильной атрофии кости, для чего можно использовать регенеративные методики.
Если уж на то пошло, то критический момент, который современная стоматология пытается решить, не всегда успешно, — это возможность «гарантировать и обеспечить», что работа во рту пациента продлится долго или, по крайней мере, столько, сколько пациент разумно ожидает.
Мы привыкли называть эту только что описанную тему «уход за имплантатами», тема, обсуждаемая и пересказываемая в последние годы стоматологами и гигиенистами, которые, сталкиваясь с постоянно растущим числом имплантатов в обращении, вынуждены иметь дело с методами и инструментами, которые обязательно отличаются от тех, что предназначены для естественных элементов. Более того, нам также пришлось стать экспертами в типичных патологиях имплантатов, таких как периимплантитный мукозити периимплантит, тонкие патологии, которые трудно контролировать и отличия которых от гингивита и пародонтита мы изучили.
В последнее время мы также приобрели значительные знания о биопленке полости рта, понимая, что биопленка изменяется по мере развития патологии и что некоторые патологии, такие как периимплантит, характеризуются повторяемостью типа присутствующих патогенных микроорганизмов. Однако реальность учит нас, что протоколы ухода за имплантатами не развивались в ногу со знаниями, иногда ограничиваясь введением только новых инструментов, технологий (таких как лазерная или фототерапия), антисептических принципов, названных революционными, и мало чем еще.
Согласно одному из крупнейших исследований по прогнозированию заболевания 1 , у 45% пациентов в среднем через 9 лет появляются признаки легкого периимплантита, а у 14, 5% — среднего и тяжелого периимплантита. Но в то время, когда стоматологические специалисты, медицинская статистика, литература и лидеры мнений со сцены конференции говорят нам, что мы вынуждены ежедневно сталкиваться со все более необратимыми повреждениями тканей, поддерживающих имплантаты, уверены ли мы в том, что периодический отзыв, назначение любого антисептика или предоставление одинаковых инструментов механической гигиены всем пациентам только потому, что у них есть один или несколько имплантатов, является ключом к успешному обслуживанию? Что еще мы можем сделать, чтобы обратить вспять то, что называют неумолимой тенденцией к росту?
Совместный план пациента и специалиста
Не все пациенты одинаковы: кажется риторическим предложением, но выбор хорошего кандидата для пародонтологического лечения или имплантологической терапии всегда должен проводиться априори, исключая тех пациентов, у которых факторы риска, связанные с патологией имплантатов, такие как курение, возраст, диабет, некоторые иммунодепрессивные патологии, или даже просто склонность и отношение, не подходящее для того, чтобы следовать просьбам и предписаниям специалиста, не считаются удовлетворительными.
Однако иногда невозможно отобрать только идеальных кандидатов, а иногда даже те, у кого все карты были на руках до лечения, после лечения меняют свое отношение в худшую сторону, особенно если они не мотивированы должным образом. Хотя в течение многих лет существует несколько инструментов оценки риска пародонтально-периимплантологических заболеваний, которые помогают врачам составить наиболее подходящую программу ухода 2, 3 , единого мнения не существует даже среди самых опытных специалистов 4 . С другой стороны, пациент, который проходит терапию имплантации и пародонтальной реабилитации, даже заплатив значительные суммы денег, часто требует своего рода«гарантии» продолжительности терапии, что выходит далеко за рамки того, что может предложить медицина, но на что сегодня мы не можем не дать обоснованный и достоверный ответ. Поэтому правильное прочтение всего вышеперечисленного, вместе с планом защиты нашей терапии, который должен быть доведен до сведения пациента, считаются основополагающими моментами успешного ведения, к взаимному удовлетворению врача и пациента.
Далее предлагается заключить настоящий терапевтический альянсмежду лечащим стоматологом, зубным гигиенистом и пациентом в конце активной фазы терапии, будь то пародонтологическое лечение или реабилитация на имплантатах. На практике путь совместного ведения должен быть предопределен, первоначальная оценка пациента, его классификация, а также периодические повторные оценки не являются самоцелью или простым сбором клинических данных, а определяют действия и изменения в нашем отношении или отношении пациента.
Сам пациент должен чувствовать, что он/она является участником, а не пассивным действующим лицом при посещении практики, разделять цель сеансов и домашних назначений, знать риски.
Можно сказать, что ничего нового, но настоящая инновация заключается в том, чтобы убедиться, что пациент не сможет отказаться от лечения по нашим показаниям, иначе потеряет здоровье, гарантии продолжительности и результатов, а также другие преимущества, которые мы можем предложить. Это делается в несколько этапов, где изначально мы еще не можем знать, как поведет себя пациент после терапии, а можем лишь полагаться на объективные параметры и его историю болезни в нашей практике. Поэтому мы начинаем с определения профиля пародонто-перимплантационного риска.
Команда стоматологов(врач, стоматолог и гигиенист) на основе системных и местных факторов риска определяет класс риска пациента, чтобыспланировать частоту и методы индивидуальной поддерживающей терапии.
Оценка профиля рискаявляется медленным процессом и требует перекрестного сопоставления анамнестической информации, элементов, полученных при объективном обследовании, и интерпретации этих данных с помощью прогностических исследований. Необходимо включить в анализ данные о медицинской и стоматологической истории пациента, рентгенограммы полости рта и внеротовой полости, основные пародонтальные переменные (индекс зубного налета, кровоточивость при зондировании, глубина зондирования, рецессии, вовлечение фуркации, патологическая подвижность зубов, профиль кости) и поставить пациенту правильный пародонтальный диагноз (с точки зрения стадии и класса) 5 . К счастью, в настоящее время существует несколько инструментов и алгоритмов, которые помогают нам правильно планировать время проведения сеансов 2, 3 и, косвенно, прогнозировать прогноз пациента. Следует также отметить, что некоторые из этих собранных переменных, а также имеющие больший относительный вес (отношение шансов), чем другие, во влиянии на прогноз, дают больше информации в качестве показателей прогрессирования заболевания. Среди них наиболее важными, безусловно, являются курение, диабет и предшествующая история пародонтита.
В недавнем обзоре 6, посвященном научным данным, подтверждающим планирование ухода за пародонтом, авторы отмечают: