Преподавание и исследования — две мои большие страсти»

Так говорит о своей профессии Мариано Санс, профессор пародонтологии и декан факультета одонтологии Мадридского университета Комплутенсе. Сын искусства, он начал любить пародонтологию, по его словам, после редактирования некоторых переводов для профессора Майкла Г. Ньюмана, учеником которого он впоследствии стал.

Мариано Санс — врач по образованию. После специализации по стоматологии в Мадриде он поступил в Калифорнийский университет в Лос-Анджелесе, где завершил обучение по пародонтологии. Он стал лектором по этой дисциплине в Мадридском университете Комплутенсе, где в настоящее время является деканом факультета одонтологии и директором программы последипломного образования «Мастера в области пародонтологии». Бывший генеральный секретарь Европейской федерации пародонтологии (EFP) и бывший президент Испанского общества пародонтологии (SEPA), г-н Санц является советником и членом регионального совета Международной ассоциации стоматологических исследований (IADR-CED), младшим редактором научных журналовEvidence-Based Dental Practice и Journal of Clinical Periodontology, а также членом редакционного совета нескольких научных журналов: Journal of Periodontal Research, Clinical Oral Implant Research, Journal of Dental Research, Oral Diseases, Clinical Oral InvestigationsиJournal de Parodontologie.

Опубликовал более 150 статей и глав в изданиях по пародонтологии, имплантологии и стоматологическому образованию.

Профессор Санз, когда вы впервые столкнулись со стоматологией?

Мой интерес к стоматологии не был любовью с первого взгляда. На самом деле, я хорошо знал эту профессию, поскольку мой отец был известным стоматологом и преподавателем в Школе стоматологии Мадридского университета Комплутенсе. Перед окончанием медицинской школы я решил, что стану хирургом, и поступил на стационарный курс по челюстно-лицевой хирургии в одной из больниц Мадрида. В то же время, однако, я уже начал посещать Школу стоматологии, которая начала свою работу шестью месяцами ранее. Мне это так понравилось, что я продолжил двигаться в этом направлении.

А как возникло ваше увлечение пародонтологией, ?

Я заинтересовался пародонтологией еще до поступления в стоматологическую школу. На последнем курсе медицинского факультета в качестве подработки я занималась переводами в Мадриде. Я случайно наткнулся на курс пародонтологии профессора Майкла Г. Ньюмана из Калифорнийского университета в Лос-Анджелесе (UCLA). Я был очарован биологией, связанной с пародонтологией, особенно ролью бактерий полости рта, а также исследованиями и публикациями профессора Ньюмана. После перевода я поддерживал связь с профессором, который со временем стал основополагающей фигурой в моем образовании: во время моей ординатуры по пародонтологии в Калифорнийском университете Ньюман был моим учителем, а также моим лучшим другом.

Какую пользу стоматологии принесли исследования в этой области?

Пародонтология охватывает множество областей исследований, от фундаментальных наук, таких как микробиология, иммунология и патология, до клинических и хирургических наук. С одной стороны, открытия в области этиологии и патогенеза пародонтальных заболеваний помогли научному сообществу понять структуру и физиологию биопленок полости рта, с помощью изучения зубного налета, и понять сложный процесс хронического воспаления, изучая взаимодействие бактерий хозяина, присутствующих при пародонтите. Кроме того, последние открытия в области корреляции между пародонтитом и другими системными заболеваниями, такими как сердечно-сосудистые заболевания или диабет, помогают научному сообществу понять роль системного воспаления в патогенезе этих системных заболеваний, которые, как и в случае с сердечно-сосудистыми заболеваниями, являются основной причиной смерти в нашем развитом мире. С другой стороны, исследования регенерации пародонта, либо с помощью программируемой регенерации тканей, либо с помощью биологических медиаторов, создали научную основу для большинства хирургических методов, принятых в настоящее время для регенерации челюстной кости в имплантационной стоматологии.

Каковы будущие задачи?

Мы достигли прогресса в понимании этиопатогенеза пародонтита. Теперь мы знаем больше о специфических механизмах, используемых наиболее вирулентными бактериями в поддесневой биопленке, наряду с молекулярным механизмом местного и системного ответа, ответственного за разрушение тканей. У нас больше знаний о том, какое влияние местное воспаление может оказывать на другие части тела. Благодаря лучшему пониманию этих механизмов мы сможем разработать антимикробную терапию, способную предотвратить колонизацию бактерий, и методы лечения, которые будут контролировать не только хроническое местное воспаление, но и возникающее системное воспаление. Мы продвинулись в понимании глубинных механизмов, участвующих в заживлении ран, как на клеточном, так и на молекулярном уровне. Эти знания позволяют разработать тканеинженерный подход, при котором, используя пародонтальные связки, полученные из стволовых клеток, и соответствующие скаффолды, мы вскоре сможем предсказать регенерацию пародонтального аппарата отсутствующего сустава. В этот момент потеря зубов станет редким явлением.

Читайте по теме:  Композитная накладка для реставрации боковых зубов

По сравнению с другими европейскими странами, как Испания оценивается в целом и с какими особенностями?

В Испании система обучения в стоматологии аналогична большинству европейских стран. Мы только что провели важную и амбициозную реформу нашей учебной программы с целью приблизиться к Болонской группе. Новая образовательная программа будет опираться на прогресс наук о полости рта и стоматологических технологий и, на мой взгляд, позволит будущим выпускникам лучше подготовиться к работе в постоянно развивающемся профессиональном мире. Несмотря на это, наша профессия в Испании страдает от того, что у нас слишком много выпускников. Появление государственных школ, в которых количество учащихся не ограничено, создает переизбыток специалистов со всеми вытекающими отсюда последствиями: трудности вхождения молодых людей в мир труда и проблемы, возникающие из-за низкой квалификации стоматологов, практикуемых недостаточно оплачиваемыми молодыми стоматологами. В Испании национальная служба здравоохранения не включает стоматологию, за исключением лечения детей и экстренных случаев. Таким образом, профессия в основном регулируется рыночными силами, которые создают серьезный дисбаланс, обычно затрагивающий наименее защищенных, а именно пациентов и молодых стоматологов.

Как рассматривается итальянская стоматология на международной арене?

В последние годы у меня было много возможностей посетить Италию и познакомиться с итальянской стоматологией. Из-за границы часто можно увидеть, как ваша стоматология характеризуется своими крайностями. В Италии работают лучшие специалисты, которые читают лекции по всему миру, и в то же время есть много профессионалов, которые стремятся учиться и участвовать в непрерывных образовательных курсах, потому что не чувствуют себя хорошо подготовленными. В Италии есть выдающиеся ученые и исследователи, но, в целом, итальянские стоматологические академии не имеют большого влияния в Европе. Однако в стоматологической отрасли итальянская продукция пользуется большим уважением как с точки зрения качества, так и с точки зрения дизайна и функциональности.

По вашему мнению, как будет развиваться стоматология в целом в ближайшие несколько лет?

В будущем люди будут достигать совершеннолетия с помощью зубов. Расширятся знания о связи между инфекциями полости рта и системными заболеваниями. Эти два фактора вместе приведут к тому, что стоматология будет более тесно связана с медициной, и роль профилактики, а также минимальных вмешательств возрастет. Мы надеемся, что наука приведет нас к терапии для регенерации тканей, что потерю зубов можно будет предотвратить, чтобы сохранить естественные зубы на всю жизнь.

Каково Ваше послание молодым итальянским стоматологам и Ваше пожелание на будущее?

Итальянские стоматологи ничем не отличаются от молодых стоматологов в остальной Европе. Все ищут свой собственный путь, одни — в специализации, другие — в общей стоматологии, третьи — в общественных службах, четвертые — в научных кругах. Для каждого из этих путей в мире конкуренции, в котором мы живем, на первом месте должны стоять преданность делу и стремление к совершенству. Университеты также должны стать центрами высокого качества последипломного и непрерывного образования. Общество в целом должно будет обеспечить качество этих условий.

В заключение, профессор Санс, если бы вы не начали карьеру, которая привела вас так далеко, что бы вы хотели сделать со своей жизнью?

Я думаю, что каждый должен найти смысл своего предназначения. Мы проводим большую часть своей жизни, работая, поэтому мы должны стараться делать это хорошо, со страстью и осознанием, чтобы совершенствоваться каждый день. При такой философии не имеет значения, занимаетесь ли вы стоматологией, юриспруденцией или инженерным делом. В моем случае, учитывая мою страсть к преподаванию и исследованиям, даже если бы я не продолжил обучение в стоматологии, я бы все равно нашел область интересов, в которой мог бы развивать свой бизнес.