Профессионал с душой исследователя

История Энцо Вайя в мире стоматологии началась случайно, как это часто бывает в судьбе. Он был зачислен на второй курс медицинского факультета Второго медико-хирургического университета Неаполя, города, где он провел свое детство и окончил среднюю школу, когда произошло нечто неожиданное. Во время отдыха с группой друзей в Палинуро он познакомился с девушкой, которая готовилась к конкурсу на поступление на курс стоматологии. Он позволил уговорить себя сопровождать ее и попытаться помочь ей с экзаменом, как будто это была игра. Игра, которая оказалась роковой для его будущего. Он занял второе место в конкурсе. Неожиданный результат, говорит Вайя, пришел от его брата: в день объявления результатов он был вынужден остаться дома с тяжелым бронхитом. После тщательного обдумывания он решил прервать свое медицинское образование и начать свое новое приключение.

Идея получить профессиональную степень успокоила его: его отец был офицером общественной безопасности, а путь обучения на врача был, пожалуй, слишком долгим и неопределенным для такого человека, как он, который хотел как можно скорее стать экономически независимым. Таким образом, он полностью посвятил себя учебе, вскоре проявив большой интерес к патологии пародонта и хирургической стоматологии, области исследований профессора Серджио Матарассо, занимавшего кафедру пародонтологии в Институте одонтостоматологических дисциплин Второго медицинского факультета в Неаполе, с которым он окончил университет и с которым начал сотрудничество, продолжавшееся около двадцати лет. Получив диплом по специальности «Стоматология и зубное протезирование» в 1986 году, два года спустя Энцо Вайя специализировался на реконструктивной пародонтологической хирургии. Затем он был назначен контрактным профессором пародонтологии в Школе специализации по одонтостоматологии Университета Аквилы. В 1996 году ему была присвоена степень доктора философии по специальности «челюстно-лицевая хирургия» на 1-м медицинском факультете Неаполитанского университета. В том же университете, с 1995 по 1999 год, он был контрактным профессором «Пародонтологии» в Школе специализации по ортодонтии. В то же время он активно участвует в курсах повышения квалификации, круглых столах, конференциях, учебных семинарах, а также в национальных и международных конгрессах по специальности.

Член самых престижных национальных научных обществ, с 1994 года он является членом ITI (Международная группа по оральной имплантологии), а с 2002 года — активным членом Итальянского общества пародонтологии и Итальянского общества оссеоинтегрированной имплантологии. Он является автором более девяноста научных работ, опубликованных в наиболее важных и распространенных национальных и международных журналах по темам пародонтологии, имплантологии, хирургической стоматологии и одонтостоматологической патологии, а также соавтором книги «Implantologia orale» (1995, Edizioni Martina). В своей клинической деятельности он занимается исключительно пародонтологией, хирургией полости рта и остеоинтегрированной имплантологией с использованием имплантатов ITI.

Доктор Вайя, каковы были ваши отношенияс практикой и исследованиями?

Я всегда уделял большое внимание своему образованию. Не будучи ребенком искусства, у меня было только одно оружие, чтобы войти в мир стоматологической профессии: культура. В конце концов, один из моих учителей, профессор Джанкарло Валлетта, сказал, что знания всегда окупаются. Это был ценный урок, который принес свои плоды и который я теперь стараюсь передать своим детям. Я считаю, что долг каждого, кто имеет отношение к здоровью людей, — уметь правильно отвечать на вопросы и потребности, которые сегодня задаются все чаще и чаще. Моя встреча с профессором Матарассо и ежедневные отношения, которые сложились за двадцать лет нашей совместной работы, были самыми значительными для моего человеческого и профессионального развития. В течение этого очень долгого периода Университет видел во мне сначала студента, затем студента старших курсов и докторанта, затем эксперта в области пародонтологии и, наконец, сотрудника: конструктивные и полезные отношения, которые продолжаются и по сей день, хотя и в несколько иной форме, чем раньше.

Почему в какой-то момент вы решили прервать свою университетскую карьеру?

Потому что, к сожалению, когда появилась возможность навсегда войти в университетский мир, я подумал, что для меня уже слишком поздно. В то же время я вышла замуж и уже родила двоих детей: возможно, я чувствовала себя немного старой, чтобы вступить на путь, который в Италии очень труден. Более того, в то время существовала большая неопределенность в отношении развития закона Бинди, закона о несовместимости свободных профессий и государственной службы. Поэтому, с большим сожалением, я решил сделать шаг назад. Сегодня я продолжаю заниматься клиническими исследованиями в своей частной практике, документируя случаи с научной строгостью, которой меня учили. Научные общества и университеты часто обращаются ко мне с просьбой прочитать лекции по конкретным темам, в которых я накопил большой опыт и знания.

Ваша точка зрения, в некотором роде, привилегированная: между университетом и миром профессии. Что изменилось в университетском мире за последние двадцать лет?

Читайте по теме:  Бруксизм и шум в ушах

Я всегда был благодарен Университету за уроки, которые он мне преподал. Культура, страсть, но также опыт, метод и приемы, которые я никогда не смог бы приобрести в частной практике. Университет сформировал меня как клинициста и оказал большое влияние на меня как на человека. Будучи студентом, мне посчастливилось посещать курс стоматологии для получения степени вскоре после его основания и пользоваться большим образовательным «энтузиазмом» тех молодых преподавателей. Сегодня все изменилось: учебное и профессиональное пространство сократилось, и порой мотивация некоторых преподавателей к преподаванию кажется недостаточной, возможно, из-за непропорционального увеличения бюрократических задач, характерных для большей части университетской работы. Возможно, именно по этим причинам изменилась и фигура учителя, некогда занимавшего центральное место в культурном образовании. В наши дни часто бывает так, что у студентов уже нет той непосредственной связи с профессором, которая была у меня: его часто заменяют на уроках его ассистенты.

С другой стороны, многое изменилось в мире профессии: какова, по вашему мнению, должна быть роль университета в стоматологии сегодня?

Роль университета должна выполняться на нескольких уровнях: в помощи, в исследованиях и, очевидно, в преподавании. В этой последней области университет больше не может ограничиваться подготовкой первого уровня, но должен также заботиться о подготовке второго уровня, которая слишком часто оставляется частному сектору, научным обществам или организациям, которые занимаются ею различными способами. Я считаю, что Университет должен сохранять центральную роль в распространении технологий и методов лечения в силу своей институциональной роли, что делает его гарантом «super partes».

Куда идет стоматология?

Это все более сложная, более технологичная и более дорогая дисциплина, чем раньше. Это понял даже пациент. Однако трудно объяснить им, что в отличие от других отраслей, где стоимость технологий постепенно снижается (достаточно вспомнить мир информационных технологий и распространение персональных компьютеров, которые теперь доступны каждому), инструментарий, материалы и оборудование, используемые в стоматологической хирургии и применяемые для терапевтического и/или реабилитационного лечения, не постигла та же участь. Расходы на обучение и материалы высоки, качество, требуемое пациентами, становится все более высоким, а затраты пациентов не снижаются, как в других областях. Это способствовало дальнейшей дискредитации нашей категории, которую, как провокационно заявил два года назад на международном конгрессе Итальянского общества пародонтологии Пьерлуиджи Челли, бывший генеральный директор RAI, а ныне генеральный директор LUISS, рассматривают как «тех, кто дважды и»: гексозы и уклонисты«.

Является ли это ахиллесовой пятой частной стоматологии?

Это довольно распространенное в нашей профессии неумение общаться с пациентом. Подготовка и качество обходятся очень дорого, и мы не всегда можем объяснить это нашим пациентам. Также потому, что в стоматологии проблемы, связанные с низким качеством лечения, предлагаемые, по моему мнению, теми, кто пытается выйти на рынок с предложениями, экономически слишком конкурентоспособными (как, например, предложения некоторых франчайзинговых сетей стоматологических клиник), возникают только в средне- и долгосрочной перспективе, и не все граждане знают об этом. Мы должны уделять больше внимания качественному обучению и его распространению, восприятию и коммуникации, если мы хотим преодолеть проблемы, от которых страдает наша стоматология.