Любая ортопедическая реабилитация всегда должна быть биологически и функционально интегрирована со всей стоматогнатической системой
Отрывок из: Столичная медицина; второй год, № 2, июнь 2008, стр. 22-23
Интервью с доктором Серджио Аудино— президентом Итальянского общества по изучению дисфункций височно-нижнечелюстного сустава и кранио-цервикальной физиопатологии
Протезирование зубов — это не просто замена зубов, как часто считают. Чаще всего пациент думает, что протезирование зубов — это простой и, прежде всего, быстрый метод, и удивляется, когда на первых приемах в стоматологической клинике ему рассказывают его «Терапевтический план», состоящий из многочисленных встреч и сложных вмешательств. Часто стоматолог читает на губах своего пациента выражения типа: «Но разве у вас уже не готовы мои зубные протезы?». Это почти как если бы протезы были «изготовлены на конвейере» и затем адаптированы к полости рта, зубам и деснам, но они идеально интегрированы в полость рта наших пациентов с точки зрения формы, цвета, эстетики и функции. На самом деле все обстоит совершенно иначе.
Начнем их уточнять с интервью с доктором Серджио Аудино, который уже более тридцати лет работает в области передовой ортопедической реабилитации, в том числе у пациентов с последствиями серьезных дисфункций жевательной системы.
D)Что такое зубной протез?
R) Протезирование, как и в любой отрасли медицины, направлено на замену отсутствующего или измененного органа или анатомической части, гарантируя правильную функцию (сердечный протез, ортопедический протез и т.д.) и надлежащую эстетику (протез груди, протез ушной пробки и т.д.). В частности, зубные протезы используются для замещения отсутствующих зубов и связанных с ними структур (десны, пародонта, корней имплантатов, костного гребня и т.д.), используя различные методы (подвижные, несъемные, адгезивные, цементные, на имплантатах, накладные и т.д.). ), возвращая жевательным аппаратам не только лучшую эстетику, но прежде всего их лучшую функцию, распространяя ее также на только что восстановленные балансы: мышечный, костный и суставной (TMJ = Temporo-Mandibular Articulation), кранио-мандибулярной области.
D)Таким образом, потеря зубов, независимо от причины, может изменить жевательную функцию и черепно-челюстно-мозговой, мышечный, костный и суставной баланс височно-нижнечелюстных суставов?
R)Потери даже одного зуба достаточно, чтобы запустить «каскадный» процесс, способный породить эволюционный дисбаланс в жевательном аппарате. Оставшаяся беззубая область быстро становится доступным пространством для частичной миграции соседних зубов, которые, наклоняясь, изменяют свою ось, изменяя функциональные зубные контакты с зубами-антагонистами, которые, в свою очередь, в отсутствие отсутствующего зуба могут выдвигаться (удлиняться), запуская эволюционный ряд дальнейшей модификации предыдущего равновесия. В случае потери более одного зуба этот процесс более обширный и серьезный.
D)Таким образом, единственной целью зубного протеза является не замена отсутствующего зуба или зубов, а воссоздание баланса жевательной функции,
наложенной на ранее существовавшую?
R) Конечно, да! Мы часто говорим о «протезе», используя термин «протезное восстановление». Лингвистически этот термин отражает понятие «восстановление первоначального состояния путем переделки или восстановления недостающих частей». Это верно в зубном протезировании только до определенного момента, так как предшествующая потеря зубных элементов (что предполагается, когда речь идет о протезировании), влечет за собой изменение замыкающих контактов и функциональных отношений между зубами двух зубных дуг и, следовательно, анатомических и функциональных отношений костей (нижняя челюсть — верхняя челюсть), суставов (шейные позвонки TMJ) и мышц (черепно-цервико-фасциальные мышцы) . Это происходит так же, как и с дверными петлями, если дверь касается полотна рамы только сверху или снизу, а торсионы возникают, когда дверь толкают дальше до полного закрытия. Также мышцы лица, висков, шеи и шейного отдела, часто из-за плохого смыкания зубов, могут вызывать у пациента очень неприятные проблемы, такие как: головные боли (цефалея), лобные или височные, боли в шее, трудности при глотании, боли в ушах, снижение слуха, свист, гул, головокружение, покалывание или онемение (парестезии) в шее или плечах или напряжение мышц тех же областей. Понятно, что если изначально существующая схема смыкания зубов была изменена из-за потери зубных элементов, протезирование не означает только добавление зубов, т.е. восстановление, поскольку это сохранит неправильное положение контактов зубов и всей челюсти, поддерживая состояние «Патологического положения», которое, даже если оно предварительно бессимптомно, со временем может стать симптоматичным, именно из-за постепенного снижения «адаптационных сил» нашего организма. Напротив, «момент протезирования», без восстановления соответствующих балансов, может стать подходящим спусковым крючком для появления патологии, которая до этого момента молчала. Очевидно, что это верно только в том случае, если протезирование пациента проводится без перепрограммирования смыкания зубов и черепно-челюстного баланса. На самом деле, в большинстве случаев потеря зубных элементов изменяет мышечный и остеоартикулярный баланс жевательного аппарата. Простезирование даже не означает «реконструкцию» в лингвистическом смысле слова «строить заново», хотя, по крайней мере, этот термин, в отличие от термина «реставрация», не гарантирует изначальную благостность «устного состояния», а скорее подразумевает творческий факт, возможно, даже улучшение.
D)Какой термин является наиболее правильным и подходящим для разъяснения терапевтических целей зубного протеза?
R) Я предпочитаю использовать термин «Протезная реабилитация»! В действительности, у пациента, у которого отсутствуют один или несколько зубов в течение короткого или длительного времени (особенно при давних эдентулиях!), не нужно ничего «восстанавливать» или «реконструировать», а необходимо провести настоящую «протезную реабилитацию» и вернуть пациенту правильную жевательную функцию и все другие связанные с ней функции (глотание, фонация и т.д.).
Поэтому протез должен быть средством не только замены, но и «реабилитации» всей стоматогнатической системы (stoma = рот; gnathos = челюсть). Фактически, специалист должен стремиться к «биологической интеграции» протеза не только с другими зубами пациента, с его деснами и т.д., но и со всем мышечно-суставным аппаратом (височно-нижнечелюстным суставом) черепно-челюстно-шейного отдела. Поэтому необходимо перехватить, используя сложные традиционные и инструментальные методы диагностики (электрогнатография, электросонография, электромиография, Rx черепа в различных проекциях и т.д.). ) суставного и мышечного балансов и перепрограммировать их в соответствии с потребностями индивидуального клинического случая. После воссоздания этих балансов можно будет перейти к «Реабилитации протезирования», что в конечном итоге приведет к стабильному и долговременному балансу зубных контактов.
D)Такая «протезная реабилитация» очень дорогая?
R) Ответ — нет! Фактически, выполнение «Зубного протезирования» без соблюдения этих принципов равносильно неполному выполнению стоматологической услуги. Проводить «Протезную реабилитацию», соблюдая функциональный баланс черепно-цервико-челюстного аппарата, нелегко, но не невозможно! Напротив, это заслуга наших пациентов, которые, возможно, только впоследствии лучше поймут, сколько времени и сил мы посвятили их «протезу» и их полости рта, но в долгосрочной перспективе будут безмятежно наслаждаться эстетическими и функциональными преимуществами.