Независимо от степени тяжести, дефицит вертикального размера является серьезным ограничением при планировании и проведении реабилитации с помощью имплантатов. Наиболее тяжелые случаи требуют проведения процедур наращивания кости, где управляемая костная регенерация (GBR) с нерезорбируемой мембраной, вероятно, является золотым стандартом. Альтернативными вариантами являются регенерация с помощью титановой сетки, аутологичная блочная пересадка или даже остеогенная дистракция. Во всех случаях эти методы предсказуемы, но в то же время операционно сложны и распределены на несколько хирургических процедур.
Сэндвич-техника в имплантологии
В конце 2018 года Мансур предложил одноэтапную процедуру, основанную на «сэндвич-технике», описанной Шеттлером в 1977 году, в попытке обеспечить жизнеспособную альтернативу с точки зрения времени и качества кости.
Это также метод inlay, особенность которого заключается в месте получения трансплантата: он просто помещается в апикальную область дефектного участка, подлежащего восстановлению. Трансплантат выделяется с помощью горизонтальной и вертикальной остеотомии (проводится с помощью вращающихся или пьезоэлектрических наконечников) и подводится в вестибуло-корональном направлении с помощью ручных остеотомов. Промежуточное пространство может быть заполнено частицами трансплантата, также ксеногенногопроисхождения. Процедура считается относительно простой, требующей особых мер предосторожности при работе с мягкими тканями. Вестибулярный лоскут следует держать без натяжения, чтобы обеспечить стабильность костного сегмента, а слизистую оболочку нёба не смещать, чтобы не нарушить ее кровоснабжение.
Как уже упоминалось, в данной статье рассматриваются 9 случаев, пролеченных Мансуром и коллегами, все они страдали от двойного беззубого участка(поэтому было установлено 18 имплантатов) со средним вертикальным дефицитом (никогда не менее 10 мм в размере) в переднем отделе верхней челюсти.
Наиболее интересным аспектом протокола, которыйделает операцию одноэтапной, является установка имплантатов в рамках одной операции. В этом смысле наиболее проблематичным аспектом, вероятно, является стабилизация костного блока во время сверления: авторы ограничились использованием долота. После установки имплантаты сами служили средством стабилизации: это представляет собой наиболее интересный аспект, поскольку отпала необходимость в использовании синтетических средств (пластин и винтов), которые дороги и часто требуют удаления. С другой стороны, первичная стабильность апикальных миллиметров важна как никогда: это полностью оправдывает решение ограничить эксперимент вертикальными дефектами среднего размера.
Авторы сообщают о том, что после операции не было серьезных осложнений (дегисценция, инфекция, подвижность сегмента) у всех пролеченных пациентов: в двух случаях через четыре месяца была выявлена значительная потеря (до 2, 8) уровня краевой кости, которая была компенсирована установкой соединительного трансплантата. Не было ни одного случая неудачной остеоинтеграции и ни одного случая, когда потребовались дополнительные процедуры по наращиванию кости.
Предварительные результаты многообещающие и побуждают авторов продолжать тестирование методики, даже в единичных беззубых случаях.