Процедура профессионального и домашнего лечения эрозии зубов: история болезни
Проект AIDI Study Centre был реализован с целью повышения ценности профессии гигиениста стоматологического в глазах двух основных «клиентов»: пациентов и стоматологических клиник.
В 2017-2018 годах были подготовлены качественно-количественные анализы с участием выборки населения ИД, состоящего на учете в практиках членов правления и региональных президентов AIDI и их стоматологов. Для анализа «удовлетворенности пациентов» были привлечены пациенты, посещающие практики членов правления AIDI (355 пациентов), а для анализа «осведомленности о здоровье» и «репутации бренда» было опрошено большое количество граждан во время последних выпусков Международного дня ID (1678 и 1996 испытуемых).
Пациенты, получающие лечение по ИД, составляют 91, 3%, более 90% ИД следуют научным данным и руководствам. 83, 7% практикующих врачей выбирают инструменты, техники и методы лечения в соответствии с потребностями пациента. В 25% практик гигиенические процедуры по уходу за зубами не проводятся по ИД. 70% граждан узнают цифру удостоверения личности.
Введение
Фигура гигиениста стоматологического (ID) в Италии относительно молодая. В связи с последними микробиологическими открытиями, такими как инфекционная природа кариеса и заболеваний пародонта, этот профессионализм все больше и больше должен рассматриваться как «основная ценность» при проведении медицинских мероприятий в полости рта, а не как «необязательная ценность», которая может быть или не быть (1-2). Профессиональный вклад, который может внести ID, все еще не полностью оценен итальянским стоматологическим сектором, и, следовательно, его польза для пациентов недостаточно известна (3-4). Это наказывает гражданина, поскольку сокращает возможности для профилактики и повышения осведомленности по важной теме гигиены полости рта. Для того чтобы повысить ценность профессии ID в глазах двух ее основных «клиентов» — пациентов и стоматологов, Итальянская ассоциация гигиенистов стоматологических (AIDI) реализовала проект AIDI Study Centre.
Материалы и методы
Проект AIDI Study Centre учитывал процессы и деятельность, осуществляемые членами Правления AIDI, исключая из анализа техническую и клиническую области и концентрируясь на областях управления/организации и маркетинга/коммуникаций. В 2017-2018 годах были подготовлены следующие качественные и количественные анализы. Узкий анализ профиля и профессиональной ценности, включая экономическую ценность, ID: были задействованы справочные бюро членов Исполнительного совета (n=8) и региональных президентов AIDI (n=11), включая работающих там стоматологов. Расширенный анализ профиля и профессиональной ценности ID: была привлечена репрезентативная выборка, в том числе с точки зрения географического распределения, всей популяции ID (>5% от общего числа итальянских ID). Анализ «удовлетворенности пациентов»: с целью понять точку зрения пациента был проведен опрос, в котором приняли участие пациенты (n=355), принадлежащие к 8 практикам членов правления AIDI. Анализ «осведомленности о здоровье» и «репутации бренда»: во время последних выпусков Международного дня гигиениста стоматологического было проведено два опроса с участием, соответственно, 1678 граждан в 2017 году и 1996 граждан в 2018 году. Это позволило получить соответствующую информацию как о «осведомленности о здоровье», т.е. о профилактике и укреплении здоровья полости рта, так и о «репутации бренда», касающейся профессионального уровня ID. Для всех пациентов, участвующих в исследованиях, сбор и обработка данных проводились с полной гарантией анонимности и невозможности отслеживания субъекта исследования.
Результаты и обсуждение
Профессиональное значение идентификатора
Из ограниченного анализа четко вырисовываются сильные стороны ИД, а также определяются возможности и проблемы, которые могут возникнуть и положительно или отрицательно повлиять на закрепление его фигуры в стоматологической практике. Выявлены следующие сильные стороны, которые ИД должен продолжать развивать:
- быть носителем профессиональной, репутационной и экономической ценности;
- быть важным направлением в лояльности пациентов;
- проявлять внимание к потребностям пациента;
- обладать коммуникативными навыками, чтобы мотивировать и обучать пациентов уделять больше внимания профилактике и гигиене полости рта;
- приобретать высокую профессиональную компетентность посредством непрерывного образования;
- быть элементом интеграции и стимулом для постоянного совершенствования в рамках практики (технологии, инструменты, материалы, организация и процедуры) ;
- способствуют успеху вмешательства стоматолога путем создания адекватных био-психо-социальных условий.
Выявленные возможности, которые позволят ИД еще больше укрепить свою фигуру, следующие:
- добавить дополнительные услуги в практику, чтобы предложить их пациенту;
- продвигать и организовывать курсы повышения квалификации для команды стоматологов и образовательные встречи, адресованные пациентам;
- Стать эталоном благополучия пациентов;
- предложить адекватный ответ недорогим стоматологическим центрам, которые определяют общее сокращение как профессиональных ресурсов, включая ID, так и качества услуг;
- развеять опасения специалистов, менее склонных к переменам, что наличие удостоверения может привести к сокращению возможностей трудоустройства.
В дополнение к этому качественному анализу мы попытались оценить удовлетворенность стоматологических клиник количественно, проанализировав два основных показателя:
- процент пациентов, получивших лечение по идентификатору;
- оборот, создаваемый службами идентификации. Для этого были собраны экономические/количественные данные стоматологических клиник, в которых работают члены Совета директоров и региональные президенты AIDI (табл. 1).
Пациенты, пролеченные по идентификаторам | 91, 3% |
---|---|
Лояльные пациенты | 78, 4% |
Транзит пациента в практику от ID | 488% |
Оборот практики, созданный ИД | 22, 5 |
Оборот практики для пациентов, транзитных по ИД | 38, 2% |
Количество пациентов, прошедших лечение ИД в этих исследованиях, составило 91, 3%, показатель удержания — 78, 4%. 48, 8% этих пациентов переходят из ИД в стоматологическую клинику, обеспечивая оборот 38, 2%. В частности, оборот практики, приходящийся на деятельность ИД в целом, составляет 22, 5%. Очевидно, что фигура ИД характеризуется высоким уровнем профессиональной компетентности, формируемой благодаря постоянному обучению и высокому вниманию к потребностям пациента. Эти аспекты были дополнительно изучены в ходе качественного опроса с участием 89 ID, работающих в практиках, где работают члены Правления AIDI и региональные президенты AIDI. Большая часть выборки, 94, 6% и 98, 9% соответственно, заявили, что они следуют научным данным и рекомендациям при ведении своих пациентов, а также принимают процесс постоянного совершенствования научных навыков, поскольку это позволяет им лучше интерпретировать профилактические и терапевтические потребности пациента. 98, 9% систематически следуют рекомендациям научных обществ. Поэтому мы находимся в сильной позиции: ведь очень желательно, чтобы повседневная клиническая практика была максимально согласована с рекомендациями и, следовательно, с научными данными, на которых они основаны. Даже если соблюдение руководящих принципов не дает никаких возможностей для обсуждения, другие элементы должны быть проанализированы более глубоко. Одним из примеров этого является возможность принимать во внимание советы других коллег, советы, которые являются выражением опыта. Эта тема требует дальнейшего изучения и обсуждения. Что касается информации и научных обновлений, роль отрасли широко признана и хорошо известна: стоит отметить, что 89, 2% ИД склонны проверять с критическим чувством информацию, полученную от информаторов, чтобы проверить ее достоверность и оказать большее доверие компаниям с доказанной научной ценностью и исследованиями. Поставить «пациента в центр» — цель каждого медицинского работника: 83, 7% ИД выбирают инструменты, методы и терапию на основе потребностей отдельных пациентов и проверяют приверженность и расширение возможностей. В подтверждение этого 80, 2% ИД установили конкретные последующие действия для оценки ситуации и осуществления корректирующих действий, если это необходимо. Что касается этапа проверки, то здесь практикуются следующие действия: использование индексов кровотечения и детекторов бляшек, проверка клинических результатов, вербальное переформулирование, использование открытых вопросов, тестирование используемых инструментов в кресле и тест-драйв. Последняя представляет собой программу, позволяющую пользователю опробовать электрическую зубную щетку в стоматологическом кабинете. Это дает возможность обучить пациента правильному использованию и дать рекомендации по выбору наиболее подходящей насадки и модели щетки. Все эти данные в конечном итоге сходятся и позволяют нам подтвердить высокую профессиональную компетентность ID, чему способствуют многие факторы: постоянное обновление, соответствие рекомендациям, использование инструментов с доказанной эффективностью и научной ценностью, а также постоянное внимание к пациенту. Профиль ИД Обработка данных расширенного анализа выявила следующий профиль ИД: преимущественно молодой возраст (две трети — до 40 лет), самозанятость в 90% случаев, работа более чем в одной практике (более 80% ИД работают в двух и более практиках, в то время как в 45% практик работает только один ИД), долгосрочное сотрудничество (46% ИД работают более 5 лет). Семьдесят процентов ИД заявили, что стоматологи верят в профессиональную фигуру и что она представляет собой экономическую ценность для практики. Если рассматривать экономические аспекты более подробно, то 65% ИД утверждают, что процент оборота, создаваемого их деятельностью в практике, колеблется в пределах 20-40%, 33% ИД считают, что стоматолог считает их экономические требования слишком высокими, а 38% считают предлагаемое вознаграждение неадекватным. Что касается вознаграждения, получаемого ID, в отношении выставления счетов пациенту, то полученные данные свидетельствуют о значительном разбросе, не соответствующем 50%, которые, по нашему мнению, должны быть эталонным стандартом. Что касается привлечения пациентов, мы отмечаем, что более 60% ИД практикуют «сарафанное радио». Более 40% считают, что лояльные пациенты, т.е. те, кто регулярно приходит к ним более 2 лет, составляют 60-80%, а в 31% случаев ИД приводят в практику 70% своих пациентов. Непрерывное образование является важным аспектом профессии ID, а клиническое образование — единственное непрерывное образование, которое проходят более 80% практикующих ID. Семьдесят процентов считают свои клинико-инструментальные и коммуникативно-отношенческие навыки достаточными и считают отношения внутри практики оптимальными: 80 процентов отмечают отличные отношения со стоматологом, 68 процентов — отличные отношения с ассистентами и 76 процентов — с другими ID. Что касается управления временем, 81% ID посвящают 20-40% своего времени общению/образованию, 83% — 40-70% времени клинической/инструментальной деятельности, 77% — 10-20% времени сбору данных. Из этой четко очерченной картины вытекают два важных момента: около 25% практик не доверяют стоматологическую гигиену ИД, в то время как 57% ИД получают более 80% своих пациентов из практик.
Удовлетворенность пациентов
Рис.1 Элементы удовлетворенности пациента.
С целью выяснения точки зрения пациента, в ходе опроса измерялся уровень его удовлетворенности по 16 параметрам (рис. 1) и положительным считался уровень удовлетворенности, равный 75% ±2, 5% (рассчитанный как отношение числа отличных оценок к общему числу оценок). Уровень удовлетворенности в соответствии с поставленной целью был зарегистрирован по шести параметрам: гигиена окружающей среды (79, 3%), вежливость и компетентность (77, 6%), время на объяснение плана (75, 2%), оценка обслуживания и консультации (74, 3%), человеческие отношения (73, 9%), полученная информация (73, 2%). Параметры с промежуточными процентами отклонения (-6 ≤Δрис. 2 Географическое распределение анализируемых элементов.
Важно подчеркнуть, что 84% граждан обращаются к врачам, которым доверяют, и это закрепляется со временем благодаря слиянию множества факторов, таких как: установленные отношения (36%), клиническая подготовка (28%), способность общаться и давать объяснения (21%), способность понимать потребности пациента (15%). Что касается «осведомленности о здоровье», показатели, которые мы можем получить из этого опроса, интересны и рисуют картину гигиены полости рта на национальном уровне: 90% опрошенных заявили, что чистят зубы более двух раз в день; 49% никогда не пользуются зубной нитью; 28% никогда не используют ополаскиватель для полости рта, в то время как 46% делают это, когда помнят; 40% проходили процедуру удаления зубного камня в течение шести месяцев до опроса, и этот процент становится 70%, если рассматривать более длительный период времени, около года. Принимая во внимание министерские рекомендации, рекомендации AIDI по использованию электрической зубной щетки и указания Итальянского общества пародонтологии о включении электрической зубной щетки в декалог по спасению десен, респондентам был задан вопрос о том, каким типом зубной щетки они пользуются: 71% респондентов заявили, что пользуются мануальной зубной щеткой (68% в Северной Италии и 74% в Центральной и Южной Италии), 29% заявили, что использование электрической зубной щетки было результатом, в 65% случаев, совета специалиста (40% стоматолога и 25% ID), а рекламное влияние составило 14%. Предпочтительным каналом приобретения является крупная дистрибуция — 63% ответов, за ней следуют аптеки — 28%. При поверхностном прочтении этих данных может показаться, что существует значительный разрыв между стоматологами и ID в рекомендации использовать электрические зубные щетки (40% против 25%). Это вызвало интерес, и мы захотели углубить анализ, учитывая, что существует существенная численная разница между стоматологами и ID (61 586 против 7 850), процедура удаления зубного камня проводится в 52% случаев первыми и в 36% ID, и вполне вероятно, что использование электрической зубной щетки рекомендуется в сочетании с этой процедурой. Поэтому можно взвесить процент рекомендации электрической зубной щетки и понять, что между стоматологом и ID не будет разницы в рекомендации, которая составит 22% и 21% соответственно.
Выводы
Проект по совершенствованию профессии ID, продвигаемый Учебным центром AIDI, хочет стать отправной точкой пути, направленного на полное выполнение научной миссии AIDI. Документ дает представление о профессии ID, которая состоит из важных сильных сторон, таких как высокая компетентность, профессионализм и внимание к пациенту, хотя на этом уровне есть элементы удовлетворенности, которые необходимо улучшить. Экономическая ценность, создаваемая ID, неоспорима. Наряду с сильными сторонами были выделены области, требующие улучшения, например, привлечение пациентов, которое не представляется оптимальным. Эти области являются приоритетными и постоянно обсуждаются в ассоциации, и все усилия и мероприятия направлены на устранение этих барьеров.
Майетта Ф. Ценность хорошей стоматологии. VII Семинар по экономике в стоматологии: Черноббио; май 2018 г.
Fried JL, Maxey HL et al. Подготовка будущего персонала стоматологической гигиены: знания, навыки и реформа. J Dental Education 2017 September; 81(9): eS45-eS52.
Mishler SK, Inglehart MR et al. Восприятие стоматологами общей практики профессиональной роли гигиенистов стоматологических: опрос. J Dent Hyg 2018 Feb;92(1):30-39.