Транскультурная стоматология, возможность и для профессии

Благодаря этой парадигме стоматология может решать проблемы здоровья полости рта в наиболее неблагополучных сообществах в развивающихся странах, а также в Италии, как объяснил Джанкарло Веккьяти, 61 год, внештатный врач и стоматолог, вице-президент COI, Cooperazione Odontoiatrica Internazionale.

История COI, некоммерческой организации International Dental Cooperation, основанной в мае 1993 года группой друзей и коллег, которые в течение многих лет сотрудничали с НПО Medicus Mundi Italy, неправительственной организацией, в рамках которой действовало специализированное стоматологическое направление, переплетается с историей ее нынешнего вице-президента Джанкарло Веккьяти из Турина, свободным профессионалом, врачом, специализирующимся на одонтостоматологии, но также и промоутером, В 2006 году в сотрудничестве с Туринским университетом он запустил университетский магистерский курс первого уровня «Развитие здоровья полости рта в неблагополучных сообществах и развивающихся странах», уникальный курс обучения в Европе, направленный на подготовку работников для работы или добровольной деятельности в области солидарности и международного сотрудничества. Веккьяти с детства активно работал в добровольном секторе, сначала в социальном и медицинском секторе, помогая пожилым людям в больнице, а затем, после окончания медицинского факультета, в Бурунди в качестве врача. В 1985 году, благодаря встрече с профессором консервативной медицины Гвидо Гораччи, профессором Университета Ла Сапиенца в Риме, который приобрел солидный опыт работы в Сомали в рамках итало-сомалийских соглашений об университетской подготовке, Веккьяти принял участие в проекте сотрудничества между Италией и Эфиопией по подготовке стоматологического персонала для удовлетворения потребностей местного населения. Проект, финансируемый Министерством иностранных дел, был направлен на подготовку зубных терапевтов, промежуточной фигуры между стоматологом и гигиенистом нашей концепции, которые должны были работать на территории, где в то время почти полностью отсутствовала стоматологическая помощь. К сожалению, в 1993 году из-за гражданской войны, разразившейся в стране, проект был прерван, но это дало возможность операторам, участвовавшим в проекте, задуматься о необходимости придать новую форму обязательствам и идеям, которые созрели за это время.

Д-р Веккьяти, с какими целями была создана ИСП?

Международное стоматологическое сотрудничество родилось с намерением ввести стоматологию в сферу международного сотрудничества, чтобы привлечь внимание к «отрицаемой реальности», как это было в те годы, здоровья полости рта и, следовательно, подтвердить достоинство нашей профессии в рамках проектов сотрудничества в развивающихся странах. В начале 1990-х годов мы поняли, что добровольная работа многих из нас, которая ограничивалась так называемым гуманитарным туризмом в периоды отпусков, в одиночку или небольшими группами, уже недостаточна для удовлетворения потребностей. Так родилась ИСП: для обеспечения большей непрерывности действий и реализации проектов в области развития и чрезвычайных ситуаций. В 2005 году, после 12 лет деятельности, Министерство иностранных дел признало ИСП в качестве неправительственной организации.

В чем заключается наибольшая трудность в этой области?

Это сравнение между различными культурами. Необходимо понять, что невозможно принести наши технологии и наши технико-эксплуатационные процедуры в места назначения без учета культурных, экономических и социальных различий. Мы узнали, что для обеспечения непрерывности проекта сотрудничества необходимо постепенно обучать местный персонал. Сегодня ИСП в основном занимается обучением и надзором за операторами, которых, очевидно, готовят не по образовательным моделям Севера, а по другим критериям. Мы создали специальные учебные курсы, уделяя особое внимание консервативным методам, ориентируясь на метод АРТ — атравматическое ристоративное лечение — недорогой и малоинвазивный метод, разработанный Университетом Неймегена в Нидерландах в сотрудничестве с ВОЗ, который могут применять и операторы, не специализирующиеся в этой области, например, профессиональные медсестры, но прошедшие соответствующую подготовку.

Ваш опыт также привел к созданию учебного курса, единственного в Европе в своем роде, направленного на подготовку операторов, заинтересованных в работе или волонтерстве в области солидарности и международного сотрудничества. ..

Университетская степень магистра первого уровня «Развитие здоровья полости рта в неблагополучных сообществах и развивающихся странах», созданная в сотрудничестве с Туринским университетом, является еще одним шагом на нашем пути. Она преследует несколько целей, в том числе дать возможность операторам, решившим заняться международным сотрудничеством, осознанно подходить к культурным реалиям, в которых они будут работать, посредством сертифицированного обучения с использованием ряда международных экспертов, которые привносят свой опыт, подтвержденный годами работы в развивающихся странах.

Читайте по теме:  История болезни зубов

Скоро начнется IV издание: как структурирован мастер?

Он разделен на различные пряди. Первый — пропедевтический, т.е. он знакомит студентов с концепциями глобального здравоохранения, очевидно, направленными на здоровье полости рта, с проблемами, но также и с возможностями, связанными с глобализацией, с анализом мировых систем здравоохранения, а также с причинами, влияющими и определяющими заболевания, такими как бедность и неравенство. А с этого года она также приближает студентов к знаниям нетрадиционной медицины. Второе направление касается стоматологии и здоровья полости рта в неблагополучных сообществах Италии, с особым упором на проблему пожилых людей. В Пьемонте, благодаря дипломной работе нескольких магистрантов, мы обнаружили печальную реальность: 15-20% пожилых людей, находящихся в стационаре, нуждались в почти экстренном вмешательстве из-за наличия свищей, хронических инфекций и абсцессов, которые никогда не были диагностированы. К сожалению, нынешний экономический кризис отодвигает на второй план эти проблемы здравоохранения, которые в любом случае необходимо решать и которые представляют особый интерес для гигиениста стоматологического — именно той фигуры, которая участвовала в данном исследовании. В рамках магистерской программы, также в Италии, мы занимаемся проблемой неблагополучных сообществ, состоящих из мигрантов: часто различные условия жизни, к которым им приходится приспосабливаться, порождают особые проблемы, особенно у детей, пациентов, на которых мы в основном концентрируем свое внимание. Третье направление касается международного сотрудничества в строгом смысле: мы предоставляем участникам инструменты для знакомства с реальностью и проблемами здравоохранения и здоровья полости рта в странах с низким уровнем дохода и достижения способности работать в партнерстве в соответствии с руководящими принципами сотрудничества, внося эффективный вклад в программу в данной области на различных этапах ее реализации (для получения информации о мастере, www.cooperazioneodontoiatrica.eu).

Навыки, которые теперь почти незаменимы для тех, кто работает в качестве медицинских работников в так называемой глобальной деревне. …

Да, с утилитарной точки зрения, так сказать, это понятия, которые могут быть полезны и в повседневной практике.

В своей практике мы можем столкнуться с пациентами из Восточной Европы, из африканских или азиатских стран, людьми с совершенно иным опытом и ожиданиями, чем те, о которых мы имеем непосредственное представление.

По этой причине транскультурная стоматология занимает важное место в магистерском курсе, а также социальная стоматология для наших сограждан: мы не предлагаем дешевую стоматологию или, что еще хуже, маркетинговую операцию, но мы говорим о необходимости осознания центральной роли, которую профессионал здравоохранения, будь то врач или стоматолог, должен играть в социальной структуре, в которой он работает.

В свете этого опыта, как вы думаете, каким будет стоматолог завтрашнего дня?

Мы являемся свидетелями культурной эволюции в стоматологии, которую университет должен поддерживать, помогая формировать культурный, этический и идеологический габитус нового «профессионала — гражданина мира». Профессионал, который должен быть не только действующим оператором, но и экспертом в области здоровья, внимательным к человеку в целом, а не только к патологии, способным взаимодействовать со всеми проблемами, которые существуют за пределами нашей стоматологической практики. Мы должны выйти из своего собственного мира и из своей самореферентности, открыться возникающим проблемам, встрече со знаниями и действовать, чтобы дать правильные и подходящие ответы. Ключ ко всему лежит в мультидисциплинарности, в способности взаимодействовать с другими профессионалами, такими как врач, психолог, социолог и антрополог, каждый из которых имеет свой опыт, но все они ориентированы на одну и ту же идею глобального здоровья. Короче говоря, подобно тому, как технологическое и научное развитие нашей дисциплины должно сочетаться с глубоким изучением всех этих вопросов, при выполнении волонтерской работы или международного сотрудничества мы не можем полагаться только на нашу добрую волю, но и обращаться к очень специфическим учебным и культурным инструментам.