Под наше наблюдение поступила женщина на шестом десятке жизни. Она уже лечилась у других специалистов, стоматологов, дерматологов, челюстно-лицевого хирурга и невролога, которые согласились с диагнозом «синдром жжения во рту»; предлагаемые методы лечения варьировались от различных полосканий рта до применения бензодиазепинов, которые облегчали симптомы, но с сопутствующими осложнениями.
Под наше наблюдение поступила женщина на шестом десятке жизни с жалобами на постоянное жжение слизистой оболочки рта и языка в течение нескольких лет. Она уже лечилась у других специалистов, стоматологов, дерматологов, челюстно-лицевого хирурга и невропатолога, которые согласились с диагнозом «синдром жжения во рту».
В анамнезе пациентка имеет хорошее здоровье, не помнит госпитализаций, кроме беременности, представляет фармакологически компенсированный гипотиродизм, слегка избыточный вес, не переносит молочные продукты и не ест рыбу, не сообщает об аллергии, принесла с собой недавние анализы крови, которые представляют собой легкое состояние сидеропенической анемии, С-реактивный белок, С3-С4 в нормальном диапазоне и отрицательный ANA ENA. Фарингеальный мазок, цитологическое и микробиологическое исследование слизистой оболочки полости рта отрицательные. В настоящее время лечится бензодиазепиновыми каплями и синтетическим гормоном щитовидной железы.
При местном физическом осмотре у него был выявлен полный эдентулизм, протезированный конгруэнтными съемными полными протезами, и неоптимальные условия гигиены протеза. Слизистые оболочки были неповрежденными и хорошо увлажненными; имелось небольшое воспаление мягкого неба и язычного дна, вероятно, из-за сдавливания протезом, и небольшие белые съемные бляшки на язычном дорсуме. При пальпации нет ничего патологического, кроме узлового образования размером несколько миллиметров в правой боковой шейной области, предположительно реактивного лимфатического узла (запрос УЗИ). Она не помнит события, которое затем вызвало ожог. Пластырные тесты SIDAPA не проводились, но она заявляет, что несколько дней была без протеза без улучшения симптоматики. Она не называет никаких продуктов, которые усиливают жжение, кроме красного перца чили, который снимает симптомы.
Учитывая отсутствие объективных клинических признаков других патологий, исключая чувствительность или аллергию на материалы протезов в результате неиспользования протезов и положительную реакцию на капсицин, содержащийся в перце чили, мы согласны с диагностическим подозрением на синдром жжения во рту.
Плохая гигиена протезов заставила нас проинформировать пациентку о гигиеническом уходе за ее полными протезами, используя следующий протокол:
Снимайте зубные протезы после каждого приема пищи, энергично чистите их съемной щеткой для зубных протезов и жидкостью для мытья посуды, затем ополаскивайте их, оставьте на четверть часа погруженными в раствор дезинфицирующего средства «Амучина», которое действует как бактерицид, фунгицид и вирулицид, тщательно промойте и снова вставьте их в полость рта, не используя клейкие пасты для зубных протезов.
При минимальных бляшках на десне языка назначается 2% гель миконазола, который следует наносить на слизистые оболочки 3 раза в день в течение 15 дней, не принимая внутрь. Также рекомендуется наносить несколько капель под протезы перед их установкой и провести контрольный осмотр через 15 дней.
Через 5 дней пациентка позвонила и сказала, что ее симптомы уменьшились и почти исчезли. Мы объяснили, что она не должна питать иллюзий, потому что лечение часто дает эффект плацебо, который является лишь временным, и рекомендовали продолжать лечение.
На пятнадцатый день осмотра на слизистой оболочке все еще видны компрессы от протеза, дорсум языка имеет физиологический вид, и пациентка утверждает, что больше не испытывает жжения.
При последующем наблюдении через 6 месяцев симптомы отсутствуют.
Обсуждение: Очевидно, что это был не случай синдрома жжения во рту, а грибковая инфекция, вызванная мицетами; остается выяснить, почему микробиологические анализы и мазок были отрицательными. Остается неясным, почему микробиологический анализ и мазок были отрицательными. Вероятно, использование пациентом ополаскивателя для полости рта на основе спирта и привычка снимать протез на несколько часов, а затем адгезивную пасту перед взятием микробиологического образца, способствовали снижению бактериальной и грибковой нагрузки, что сделало тест отрицательным.
Выводы: возможно, перед постановкой диагноза «синдром жжения во рту» для правильной дифференциальной диагностики может быть показан курс противогрибковой терапии.
Ключевые слова: синдром жжения во рту, SIDAPA, капсицин.