«Мы — это то, что мы едим, где мы живем и как мы живем.
В этих нескольких понятиях содержится синтез взаимосвязи между здоровьем и образом жизни, известной с момента зарождения современной медицины и подтвержденной многими исследованиями, которые определили биологические механизмы, лежащие в основе повреждения или защитной роли, оказываемой различными факторами, и которые показывают, что число смертей, потерянных лет жизни и лет, прожитых в условиях неспособности из-за хронических заболеваний, связанных с неправильным образом жизни, значительно и растет. Хронические неинфекционные заболевания, по сути, являются основной причиной смертности и инвалидности в промышленно развитых странах, хотя их в значительной степени можно предотвратить (в Италии эта группа заболеваний ответственна за 75% смертей и состояний тяжелой инвалидности).
По данным Всемирной организации здравоохранения, в 2020 году 70% всех патологий будут зависеть от образа жизни, т.е. курения, злоупотребления алкоголем, неправильного питания, избыточного веса и недостаточной физической активности, в дополнение к сильному влиянию на заболеваемость хроническими патологиями психосоциального риска, понимаемого как сложные экономические, реляционные и воспринимаемые условия благополучия. Поэтому существует настоятельная необходимость начать конкретные действия и поощрять те, которые уже осуществляются, инвестируя в укрепление здоровья, то есть в способность передавать навыки и мотивацию людям, чтобы они могли научиться самостоятельно управлять детерминантами своего здоровья.
Такой подход также позволяет лучше решить проблему сохраняющегося социального неравенства и уменьшить проблему растущих расходов на лечение хронических заболеваний — одного из важнейших элементов нашей системы здравоохранения.
В связи с этим Национальный план профилактики на 2014-2018 годы, продленный до 2019 года, в целях снижения предсказуемого и устранимого бремени заболеваемости, смертности и инвалидности от неинфекционных заболеваний, предусматривает в качестве основной задачи вовлечение всех специалистов здравоохранения (в том числе и стоматологической команды) в распространение инновационного видения здоровья.
Таким образом, укрепление здоровья во всех областях становится целью и вдохновляющим принципом деятельности всех медицинских работников с намерением предложить, в перспективе интеграции, индивидуальный подход к пациенту, как на клиническом, так и на культурном уровне, чтобы предотвратить возникновение патологий у здоровых пациентов и осложнений у пациентов, уже страдающих хроническими заболеваниями, и улучшить качество их жизни. Обязательство, объединяющее всех медицинских работников, выливается в создание отношений с пациентом, рассматриваемым как сознательное действующее лицо своего собственного жизненного выбора: целостный подход, уважительное отношение к его уникальности и стремлениям.
В этом контексте каждый специалист здравоохранения играет решающую роль в междисциплинарной команде, инициируя и поддерживая пути санитарного просвещения, направленные на развитие того, что ВОЗ определяет как Life Skills, то есть личных навыков, функциональных для укрепления здоровья. Однако недостаточно воздействовать на человека, необходимо воздействовать на условия жизни и работы, понимая, что одной теории недостаточно, так же как недостаточно одной информации. Для того чтобы приобрести новый образ жизни, человек должен «сделать» это сам, а для того чтобы инициировать изменения, необходимо найти способствующие пути в сообществе, к которому он принадлежит. Основа здорового образа жизни начинается с хорошего уровня информированности, правильного управления своими эмоциями и механизмами вознаграждения, создания доступных и достижимых целей, поэтапного обучения самоэффективности, которая является частью жизненных навыков, продвигаемых ВОЗ как отправная точка для здорового выбора и уважительного отношения к собственному жизненному проекту.
Учитывая важность индивидуального образа жизни для влияния на основные причины смертности и заболеваемости, важно выявить и понять многочисленные детерминанты поведения в отношении здоровья, на которые влияют когнитивные элементы (убеждения, мотивации, восприятия, ожидания и т.д.), личностные характеристики, поведенческие модели, а также социальные и общественные влияния. В различных психологических моделях, посвященных изучению поведения в отношении здоровья, центральной переменной является восприятие риска и уязвимости; поэтому информирование о риске, повышая его восприятие пациентом, является первым шагом к возможному изменению образа жизни.
Для эффективной коммуникации о рисках необходимо помнить, что обучение варьируется в зависимости от различных методов коммуникации и, следовательно, от различных каналов восприятия, поэтому совместное использование различных способов коммуникации дает наиболее эффективные результаты. Не менее важно адаптировать коммуникацию к мотивации пациента и степени его готовности к изменениям; это основополагающая стратегия в клинической практике.
Но между словом и делом. ..
Данные наблюдения Passi (Progressi delle Aziende Sanitarie per la Salute in Italia) за четырехлетний период 2015-2018 годов подтверждают и подчеркивают, что в области образа жизни советы специалистов здравоохранения по изменению факторов риска дают чуть более половины курильщиков и четверо из десяти людей с избыточным весом. Советы заниматься физической активностью получают чуть менее трети населения, а советы употреблять меньше алкоголя — двое из 100 пьющих. Распространенность советов по образу жизни лишь немного увеличивается, когда они рассчитываются среди людей, имеющих хотя бы одно хроническое заболевание. Таким образом, шаги фиксируют низкую вовлеченность медицинских работников в пропаганду здорового образа жизни.
Во многих случаях это нелегкий путь, и операторы часто считают, что их вмешательство бесполезно, поскольку люди не меняют своих привычек, несмотря на настоятельные просьбы и предложения. Изменения трудны, поскольку требуют значительных усилий и использования множества процессов, но часто люди имеют ограниченное количество ресурсов для самоменеджмента или ресурсы направлены на другие цели; кроме того, трудно провести различие между тем, что следует принять, и тем, что следует изменить, и многие вмешательства не включают мотивационные аспекты, которые побуждают к правильному выбору и процессам изменений.
Сами медицинские работники могут быть более или менее мотивированы, готовы и способны сопровождать изменения своих клиентов, они могут нуждаться в «изменении» сами, они могут быть не в состоянии справиться с кратким вмешательством, минимальным советом, курсом мотивационного консультирования, просто потому, что их никто никогда не учил. Поэтому мы должны спросить себя, сколько университетских курсов по медицинскому направлению предлагают учебный курс, посвященный освоению техник и стратегий, предназначенных для обучения «здоровью»? Я твердо убежден, что в университетах еще предстоит проделать большую работу, чтобы обеспечить будущих специалистов здравоохранения необходимыми инструментами для решения этой новой задачи, дав им возможность предложить эффективный «рецепт образа жизни с индивидуальной дозировкой».
Между словом и делом. .. есть начало!