Доверие возникает как выражение аттестации по отношению к другому, от которого многого ожидают
Встреча с человеком, который просит совета, консультации, представляет проблему, дает возможность ощутить собственную человечность по отношению к человечности другого. Незнакомец, человек, который, прежде чем представиться, выражает своим высказыванием переживание, беспокойство. Вопрос задается в конце, но ему предшествует интенсивное исследование, к которому внимательный глаз не может остаться равнодушным. Главное здесь — не упустить возможность встретиться с человеком. Существует реальность, называемая «презентацией», которая имеет более общее название «эмпатия», что обычно рифмуется с «симпатией». Это присутствие в человеке в единственном числе, оно также переводится как «ставить себя на место», и только эта форма оказывается полезной для различения истинных ожиданий человека, который пришел просить. Это вопрос полного угадывания того, что человек хочет сказать, начиная с общего изучения человека, не упуская ни одной детали; проверка отличий от собственного опыта, например, позволяет оценить его привычки. Один из моих консервативных профессоров говорил, что во время экзамена мы узнаем всю историю жизни человека. Не нужно задавать так много вопросов, достаточно открыть рот, чтобы увидеть историю человека: привычки и добродетели, например, постоянство, вытекают из объективности стоматологического осмотра. Привязать человека означает «войти в резонанс», в эмпатическую связь с ним, заставить его говорить, как с другом, а в действительности человек становится другом, желая одного и того же — блага, здоровья человека и разрешения, или, скорее, определения того, что должно быть решено.
После этого мне приходит в голову, что существует так много историй пациентов, которые были разочарованы, обмануты, ограблены и, прежде всего, ущемлены в своем доверии к стоматологу; ущемлены в своем праве знать правду, правду, которую они узнают только в результате ущерба, с которым им потом приходится мучительно сталкиваться. Это больше, чем ошибки из-за недобросовестной работы, это отсутствие человеческих отношений, эгоизм, замаскированный под монетизированные альтруистические отношения. Дружбы не существует, если между врачом и пациентом есть мошенничество, растрата, частные интересы. Можно сказать, что доверие к врачу — это большая проблема, и, учитывая опыт других людей, это немаловажно. Но риск должен быть принят. Пациент предлагает себя вслепую, моральный долг здесь очень высок.
Я часто думаю, что пациенты — это взрослые дети, моральная ответственность перед теми, кто просит о помощи, ужасно высока, есть долг быть, «абсолютно должен», который формирует леса ответа. Поэтому обязанность — строить хорошие отношения с людьми и честно замечать границы вещей. Это также обязанность превзойти самого себя. Пациент имеет право на то, чтобы ему говорили правду о вещах, об используемых материалах, о прогнозах со временем, о пределах возможностей, о побочных эффектах. Действительно, вы должны поступать так, как хотели бы, чтобы поступали с вами. Есть общий закон природы, который определяет людей как равных, и есть психический закон, который определяет людей как интеллектуалов. Пусть при встрече врача с пациентом происходит встреча интеллектов, уважающих индивидуальность и бедность друг друга.