Из стоматологии — идеи для новой стоматологии

Франческо Спадари родился в Милане в апреле 1956 года. В возрасте 13 лет он случайно оказался в зуботехнической лаборатории. Его завораживали гипсовые слепки, воск, зубы, словом, атмосфера этого места. Он подумал, что для него, сына рабочих, было бы целесообразно получить диплом, который можно было бы легко использовать на рынке труда, и стать зубным техником. К такому выводу, вспоминает он, он пришел самостоятельно, совершенно независимо. Так началось его обучение: школа, чтобы получить диплом, и работа, в поле. Неоднократные визиты в стоматологические клиники для доставки продукции, изготовленной в лаборатории, убедили его в том, что, возможно, однажды он сможет заниматься другой работой — стоматологом.

Итак, получив аттестат зрелости, он отправился на улицу Феста дель Пердоно, где находится Миланский университет, и получил информацию от студентов, разбросанных тут и там по монастырям университета. Он также поговорил со своими родителями, заверив их в своих намерениях и мотивах: днем он будет учиться, а вечером работать. Поэтому в 1975 году он поступил на курс медицины и хирургии с целью специализации в области одонтостоматологии — единственного способа практиковать стоматологическую профессию в то время. Первые годы учебы были трудными, вспоминает Спадари: «Мне не хватало химии и физики, а также основных предметов, — говорит он, — поэтому я решил брать частные уроки, чтобы восполнить многочисленные пробелы. В конце третьего года обучения Франческо понял, что его усилия были не напрасны: многие его одноклассники из самых престижных средних школ города не достигли таких же результатов, как он, возможно, потому, что не имели достаточной мотивации. В ноябре 1977 года молодой студент случайно встретился с профессором Оскаром Хоффером, тогдашним директором стоматологической клиники.

Последний публично заявил на одном из конгрессов, что откроет двери клиники для молодых студентов, желающих стать стоматологами. «Я был единственным студентом из Милана на том конгрессе, — вспоминает Спадари, — и с застенчивым энтузиазмом обратился к профессору Хофферу, сказав ему, что хотел бы посещать его клинику и. ..». В этой среде он познакомился с самыми известными и аккредитованными именами в стоматологии того времени. Продолжая обучение в университете, он также начал все больше ценить медицину и обращать внимание на научные, биологические и исследовательские аспекты стоматологии. Ему посчастливилось учиться у профессора Эннио Джанни: «Мастер, — говорит Спадари, — стоматолог, настоящий учитель, врач, прежде всего, с большой культурой, который стимулировал меня и побуждал всех нас верить, что рот не должен считаться вспомогательным и второстепенным органом: он заставил нас понять разницу, существующую между зубом и структурами, которые его окружают, и что орган рта можно считать зеркалом здоровья человеческого тела, как гласит старая народная поговорка». После окончания факультета медицины и хирургии в 1982 году Спадари прошел специализацию по одонтостоматологии в клинике стоматологии и стоматологии Миланского университета. В 1986 году он получил свою первую специализацию, двумя годами позже — по ортодонтии. В то же время любопытство к знаниям привело его в Институт патологической анатомии того же университета. Там Спадари встретил студентов, коллег и исследователей, которые убедили его в важности изучения этой дисциплины, ценность которой он видел и для стоматологии. «Меня заинтриговал и приятно стимулировал доктринальный подход патологоанатома, который сильно отличается от подхода стоматолога, а также удивил и восхитил средний уровень подготовки и базовой медицинской культуры патологоанатомов, что, очевидно, необходимо для работы с гистопатологическими диагнозами. Именно в этой среде укрепился его интерес к патологии полости рта, и он принял решение выбрать другую специализацию. «Когда я объявил о своем решении, — вспоминает Спадари, — профессор Джанни был полон энтузиазма, он одобрил то, что я делаю.

В конкурсе участвовало всего несколько человек, и я был единственным врачом со стоматологическим образованием. С другой стороны, вспоминает Спадари, патологическая анатомия никогда не была мечтой и особенно востребованным направлением для молодых выпускников, не говоря уже о предмете, интересующем стоматологов. «Мне всегда нравилось идти туда, куда другие не идут, — объясняет он, — и эта правильная усталость, осознанная, формирующая и необходимая для достижения любой цели, о которой говорит и святой Августин, никогда не пугала меня». В эти годы он несколько раз ездил в Индию, где проводил длительное время в главных университетах страны. Это был значительный опыт, школа жизни, как он сам ее описал. В 1992 году он специализировался в области патологической анатомии. В том же году он стал врачом амбулаторного отделения патологии полости рта в больнице Научного института Сан-Раффаэле в Милане. В следующем году, оставаясь в той же структуре, он также занял должность в амбулаторной клинике одонтостоматологии в отделении инфекционных заболеваний больницы клинических исследований патологий, связанных с HlV, центр «Сан Луиджи». С 1994 по 1999 год он был лечащим врачом в отделении дермосифилопатии в больнице Сан Джерардо в Монце. С 1999 года он возглавляет амбулаторное отделение медицины и патологии полости рта в Институте стоматологической клиники и стоматологии Миланского университета под руководством профессора Франко Санторо. С 2001 года работает в должности доцента. Докладчик на национальных и международных конгрессах, Франческо Спадари также является автором научных публикаций в национальных и международных журналах.

Профессор Спадари, какая связь между стоматологией и стоматологией?

Прежде всего, необходимо определить области двух дисциплин. Стоматология в чистом виде имеет дело с зубами и поддерживающими их тканями. Стоматология занимается проблемами, связанными с патологиями, поражающими мягкие ткани и покровные ткани. Разница будет минимальной, не в последнюю очередь потому, что во рту обязательно сосуществуют различные органы. Реальная разница заключается в диагностическом подходе и очевидных различиях в лечении. В стоматологии диагностический подход прост и незамедлителен, но направлен на решение сложных проблем реабилитации, где мануальные и хирургические навыки оператора имеют первостепенное значение. Стоматология, с другой стороны, требует совершенно иного диагностического и терапевтического подхода, который носит чисто медицинский характер. Она обязательно дополняет такие дисциплины, как патологическая анатомия, иммунология, дерматология, неврология и внутренние болезни. Стоматология подразумевает изучение отдельных заболеваний полости рта, но также имеет видение и структурированную культуру системных заболеваний, которые так или иначе могут вмешиваться в работу полости рта.

Читайте по теме:  Зубная боль без кариеса

Обладает ли средний стоматолог такой способностью, такой чувствительностью?

Очень мало, к сожалению. Стоматология, все более увлекательная и перегруженная продуктами и технико-операционными разработками, естественно, отвлекает практикующих врачей от органо-системных вопросов и чисто медицинских концепций. В идеале, конечно, базовый стоматолог должен развивать профессионализм, направленный на оптимальное восстановление жевательной функции, но не должен забывать, что ему приходится иметь дело с пациентом ежедневно и с более или менее нормальным или патологическим физическим состоянием. Давайте помнить, что стоматолог — это врач полости рта, а не только зубов. В любом случае, по моему скромному мнению, стоматология без связи, которая сближает ее с фундаментальной медициной, в конечном итоге окажется все более секторализованной и, возможно, уменьшится по сравнению с медицинскими дисциплинами в целом. Безусловно, более тесное взаимодействие с медициной повысит ценность стоматологии и работу самозанятых.

Могло ли создание курса стоматологии стать проблемой в этом отношении или еще слишком рано делать выводы?

На самом деле, стоматологический факультет в Италии все еще можно считать молодым. Степень в области стоматологии, хотя и относится к области медицины, становится все более специализированной. Как я уже говорил, проблемы стоматологии постоянно растут, как и новые методы и новые подходы. Сегодняшняя стоматология концептуально сильно отличается от той, что была тридцать лет назад. Обратная сторона сверхспециализации заключается в том, что человек неизбежно теряет правильный и необходимый обзор.

На самом деле, многие молодые стоматологи, похоже, больше ориентированы на изучение передовых методов в имплантологии, например, чем на закрепление своих базовых знаний…

Многие молодые стоматологи, попадая в водоворот сложных рабочих реалий, в раннем возрасте теряют свои основные ценности и культуру. Я обнаружил, что даже студенты последнего курса часто забывают медицинские понятия, которые они изучали на двухгодичном подготовительном курсе. В раннем возрасте они забывают о разумном обучении и исследованиях и сосредотачивают все свое внимание на терапевтических проблемах, оказывающих немедленное влияние на мир труда. Возможно, это часть обычаев и образа мышления нашего современного общества, в котором понятие культуры или посева, чтобы потом получить еще лучший урожай, отошло на второй план. Это также естественная история стоматологии. Наши стоматологи, также движимые желанием достичь больших экономических результатов, сосредотачиваются на освоении технических аспектов профессии в ущерб теоретическим концепциям, которые являются наиболее формирующими.

Так ли это и в Индии?

Университеты в Индии следуют англосаксонской модели. Их профессора напоминают, так сказать, профессоров других времен: у них большая доктринальная и научная подготовка. Университет не только распространяет культуру, но и предлагает образ жизни. Немного похоже на то, что происходит в семинариях, где молодые люди приобретают понятия теории, но также ценности и обычаи.

А в наших университетах какими ценностями дышат?

Мы наблюдаем попытки обновления, великие инновации, подражание дидактическим моделям, которые далеки от нашего образа мыслей и действий. Университет также состоит из мужчин, и, к сожалению, он страдает от культуры, которой мы дышим в современном обществе: все более технологичной, с часто ограниченным временем и не поддающейся простому и структурированному мышлению. Чтобы противостоять этой тенденции, которая, на мой взгляд, вредна для новых поколений, именно мы, преподаватели, должны посвятить особые усилия конкретному преподаванию и жизни университета, руководствуясь также серьезными конструктивными и мотивационными моделями.

Считаете ли Вы, что в будущем наша страна сможет рассчитывать на рост числа стоматологических клиник, имеющих общественную значимость?

Это вопрос выбора политики. Управление стоматологической клиникой — это очень сложная реальность. Но помимо того, что может принести будущее, где государственное и частное могут иметь разный вес, важно знать, в чем должна заключаться задача университетской стоматологической клиники на данной территории. Лично я считаю, что его наличие должно обеспечивать стоматологические практики, которые недоступны в других местах: следовательно, передовую стоматологию, внимательное отношение к инвалидам или пациентам «группы риска» с системными проблемами. Таким образом, университетская клиника действительно становится точкой отсчета для пациентов и внештатных стоматологов, работающих в этом районе.

Какие патологии полости рта наиболее распространены, а какие только появляются?

Патологии на основе иммунореактивности, связанные, например, с вопросами, касающимися присутствия металлов в полости рта: аспект, который не имел никакого значения 30-40 лет назад. Сегодня большое внимание уделяется сплавам, которые могут вызывать у некоторых людей иммунные реакции гиперчувствительности замедленного типа, предвещающие развитие дегенеративных, а иногда и онкологических патологий. Даже такие новообразования, как карцинома ротовой полости, которые были характерны для людей определенного возраста, имевших определенные жизненные привычки и употреблявших, например, табак, теперь поражают и относительно молодых людей на третьем или четвертом десятке жизни, которые никогда не курили и ведут правильный образ жизни.

В заключение, возможно, в стоматологии есть ключ к решению хотя бы некоторых проблем, от которых сегодня страдает стоматология?

Показатель зрелости и культуры народа или общества измеряется путем отслеживания бесчисленных событий и свидетельств. Среди них важную роль играет качество медицины и услуг по уходу. Степень внимания медицинских дисциплин к социальным нуждам и проблемам и достаточность их учета. В области стоматологии мы, безусловно, наблюдаем значительный рост, хотя сверхспециализация этой дисциплины принесла с собой некоторые негативные последствия. Есть риск что-то потерять, и, возможно, стоит провести критический анализ содержания, чтобы прийти к правильному компромиссу. Повышение общей культуры специалистов в области стоматологии, безусловно, может привести к значительным преимуществам в плане профилактики патологий полости рта, а также к появлению новых инструментов для борьбы с такими кризисными моментами, как те, которые мы переживаем сегодня.