Знание педагогики Монтессори может также оказать большую помощь в клинической практике гигиениста стоматологического, особенно для того, чтобы лучше управлять отношениями с маленьким пациентом и воздействовать на мотивационные рычаги, чтобы добиться его сотрудничества.
Монтессори-педагогика может вписаться в научную философию: теорию о человеке, убежденную в психической трансформации человека.
Возможно, под влиянием Галилея, Мария Монтессори утверждала, что педагогика должна вернуться к научному методологическому подходу, основанному на объективном наблюдении за предметом. Объектом наблюдения в данном случае является человек: ребенок, открывающийся жизни и ее становлению.
Наблюдение, однако, не может быть направлено ни на субъекта, изучаемого в искусственной лабораторной ситуации (против Вундта), ни на заключенного в школе, подавляемого в каждом проявлении спонтанности (ситуации принуждения в школах того времени).
Никакое текстовое измерение не может определить сложность человеческих существ; научное наблюдение — это человеческие отношения, человек преобразуется в размеренном балансе развития между материальными, психическими и экологическими элементами; преобразование предполагает изучение и исследование
Объектом психологического и антропологического наблюдения является «естественный» ребенок, «тот, кто выражает творческую энергию, стремящуюся к жизни» (таким образом, с явной ссылкой на социальное животное Руссо).
Роль школы становится фундаментальной, поскольку она должна создать условия жизни, которые позволят появиться аутентичному, «свободному» ребенку, свободному от принудительных дисциплинарных надстроек, а также от идеологических стереотипов, которые педагог интроецировал из общества (2); именно радикальное обновление школьной жизни с аутентичностью и свободой в качестве образовательных краеугольных камней заложит основы новой науки о детстве: педагогики «освобождения».
Метод
Метод Монтессори опирается на три краеугольных камня:
- детский «дом»представлял собой специальную среду, созданную для них по меркам;
- «научный материал»;
- «учитель-наблюдатель»исмиренный;теоретизирующий реальный эволюционный маршрут в психологических терминах (как это позже сделает другой столп современной педагогики — Пиаже).
- В возрасте от 0 до 3 лет мы имеем фазу впитывающего разума, ребенок обладает бессознательным интеллектом, через который он впитывает данные окружающей среды.
Таким образом, Монтессори дистанцируется от локковских стереотипов ребенка tabula rasa (бихевиористская психология) и предлагает психически активное видение ребенка, который через первый человеческий опыт создает основу своей личности. Эти процессы Пиаже назвал бы ассимиляцией и аккомодацией. - Второй этап (от 3 до 6 лет) — это дошкольный возраст. Ребенок постепенно обнаруживает в себе способность упорядочивать реальность, углубляя чистые интуиции пространства и времени (Кант).
Поглощенный мир становится упорядоченным миром через алфавит (языковые структуры логической грамматики), а также через первые формальные процедуры, которые организуют реальность в числовые символы.
От впитывающего разума ребенок переходит к математическому разуму, способному определять научный материал как комплекс «материализованных абстракций».
Предлагаемый ребенку материал научно выверен таким образом, чтобы ускорить процессы творческого освоения действительности: дошкольное время может и должно быть организовано в настоящем детском саду.
Ребенок, которого принимают в дошкольное учреждение, — это уже не игра и воображение, а ребенок, уже отмеченный миром взрослых, «отклоненный» запретами, спровоцированными ими и их властью, «сломанный» ребенок, разобщенный между первоначальным творчеством и неспособностью удовлетворить потребности, что вынуждает его к «истерикам» и «побегам» в мир воображения.
Формами отклонения являются игра, обладание, власть, которые усиливают лень, страх и поднимают психологические барьеры, препятствующие познанию.
В детском саду педагогически ценятся концентрация внимания, повторение упражнений, аккуратность и труд.
«Дом» конфигурируется как «дидактическая клиника», настоящая лаборатория для повторного открытия своего изначального «я»: школа как критика мира, построенного для взрослого, организованная среда как здоровый путь, который помогает ребенку освободить развитие своих позитивных энергий.
Детский сад, задуманный Монтессори, — это «особый дом», построенный точно по масштабам ребенка, в котором, безусловно, царит атмосфера обучения, но также и опыт социальной жизни.
Детский дом — это сообщество, но прежде всего за материальной структурой стоит теория о человеке: школа должна прежде всего учить сотрудничеству, чувству общности, восприятию мира через построение вселенной объектов, которые нужно познавать, манипулировать и преобразовывать. Не будучи признанной итальянским обществом, Монтессори пришла к выводам, не похожим на те, которые вдохновили Дьюи и американскую демократию в «Школе и обществе», фундаментальной книге для тех, кто представляет себе школу как упражнение в демократической работе, но она также поставила проблему, которая все еще игнорируется в сегодняшних реформах: связь между архитектурой школы, теорией образования и передачей знаний.
Детский дом «это особый дом, построенный не для детей, а для детей, и поэтому упорядоченный так, чтобы они чувствовали, что он действительно их, построенный в соответствии с их активными возможностями и потребностями (маленькие шкафы, стулья и столы, сделанные по мерке для детей и т.д.), создающий условия для эффективной практической жизни и для управления общим опытом, доверенным автономии отдельных людей и их сотрудничеству» (3).
Предложенный подход начался с сенсорного воспитания, используя структурированный материал, и гармонично развивался в направлении интеллектуального воспитания.
Монтессори начинает с изучения действительности типичным, естественным, научным способом, с которого ребенок начинает свое развитие: твердые и блочные соединения, материал цветов, планов и геометрических фигур, материал звуков, короче говоря, перечень материального опыта, который учит познавать, «разумный опыт», согласно уроку галилеевского научного метода, который поможет ребенку понять, что реальность написана «… на математическом языке, а символами являются треугольники, круги и другие геометрические фигуры, без которых невозможно человеческое понимание слова; без них это напрасное блуждание по темному лабиринту» (4).
Ребенок-исследователь, автономный, сталкивается с групповой работой, которая распределяется по общим интересам, а не по классам: детское общество, которое является обществом по спонтанной сплоченности в соответствии с уровнями восприятия поглощающего разума.
Развивающий материал не является результатом его способа работы, а происходит от выбора, сделанного детьми во всем мире на основе интересов, которые они проявляют в процессе концентрации внимания, повторения упражнений и общего развития своей личности.
Материал является результатом принципа выделения одного качества (форма, цвет, звук, размер, вес) и становится дидактически функциональным благодаря логике его научного построения.
Таким образом, ребенок, с одной стороны, удовлетворяет свою потребность в порядке и работе, а с другой стороны, развивает самостоятельность, поскольку научная строгость, с которой строится дидактический материал, уже содержит в себе контроль ошибок, поэтому не требует внешнего контроля и коррекции со стороны педагога.
Даже если ребенок работает один, он живет в очень большой и разнородной группе (нет секций, разделенных по возрасту), где он призван координировать свой собственный выбор среди доступного материала на основе выбора других и потребностей работы каждого; поэтому, несмотря на индивидуальный характер развивающих упражнений, воспитательные причины социальной жизни никогда не теряются.
Задача учителя — организовать среду и помочь спонтанному исследованию, не испортив нормальное удивление и любопытство ребенка, стратегическое время и индивидуальные ритмы. Для этого учитель должен относиться с большим смирением и уважением к постепенному развитию ребенка.
Он/она должен вести строгий учет поведения, возникающего на его/ее глазах (наблюдения).
Необходимо показать детям правильное использование материалов, дождаться их нормализации (появления концентрации на конкретном материале) и затем посвятить все внимание наблюдению за индивидуальным поведением.
Образование должно быть самообразованием и развитием автономии, поэтому задачи педагога — это помощь, направленная на развитие, которое должно происходить в соответствии с ритмами природы и изначальным направлением каждой индивидуальности.
Для этого она должна найти баланс внутри себя, «ассимилируя религиозное чувство ожидания откровения мистика и дух строгого контроля ученого» (5).
Семь макрообластей Монтессори-педагогики
Практическая жизнь
Давайте предложим ему возможность работать с нами и делать это только с нами
Чувственная жизнь
Органы чувств — это органы восприятия образов внешнего мира, необходимые для интеллекта.
Работа руки
У ребенка, который использовал свои руки, более сильный характер.
Язык
Качество языка, который слышит ребенок, поможет ему приобрести разнообразный и точный словарный запас.
Руководство и творческая деятельность
Мы должны дать ребенку основы, чтобы он освоил материал, преодолел технику и вошел в искусство.
Глобальные двигательные навыки
Самые абстрактные идеи, такие как идеи пространства и времени, создаются через движение.
Природа
Познакомиться с облаками, восходами, закатами, звездами, насекомыми, ветром, дождем, растениями, временами года, словом, с природой и ее чудесами.
Применение метода Марии Монтессори сегодня
Вопрос в том, может ли педагогика, родившаяся в начале прошлого века, сочетаться с современным миром образования, все больше и больше подвергающимся министерским реформам? Да, может.
Сегодня Монтессори-педагогика жива как никогда; действительно, если еще двадцать лет назад Италия, казалось, игнорировала важную работу, проделанную Марией Монтессори, то теперь, все больше и больше, она пытается отдать должное своей соотечественнице.
На самом деле, многие родители просят использовать этот метод для своих детей, а также становится все больше школ, которые принимают его: возможно, благодаря академическому пробуждению в отношении разглашения этой теории, которая, возможно, оставалась забытой слишком долго.
На мой взгляд, актуальность этой мысли заключается в том, чтобы создать автономного и ответственного человека, способного адаптироваться к тому, что принесет будущее.
И в этом тоже смысл чтения для тех, кто, как и мы, осуществляет профессию гигиениста стоматологического.
Ребенок просит нас делать это самостоятельно и уважать его ритм; эта мысль отвечает ему, ставя его в центр, не делая его королем.
Роль взрослого переосмысливается таким образом: компаньон и воспитатель, который не считает ребенка куском глины, который нужно вылепить.
Творчество, энергетический потенциал, которым каждый из нас обладает с самого начала, только и ждет, чтобы раскрыться; если окружающая обстановка благоприятна, оно проявится спонтанно, в естественной и игровой форме.
Конечно, это не означает, что дети предоставлены сами себе: роли родителя и педагога остаются основополагающими: ведь именно наблюдая за детьми, мы откроем для себя деятельность, соответствующую их потребностям и способностям. Если мы знаем, как следовать им, они будут вести нас.
Наше отношение, состояние души, умение слушать, доверие к ним передают любовь и уважение, которые будут сопровождать их.
Таким образом, мы можем разделить содержание Монтессори-педагогики на семь макрообластей, из которых вытекают многие виды деятельности. Давайте посмотрим на них.
- Практическая жизнь: в возрасте от 12 до 15 месяцев у ребенка вдруг возникает желание воспроизвести наши жесты, он пытается подражать нам, хочет стать похожим на нас.
Давайте примем Его энергию и Его волю. Давайте предложим ему возможность работать с нами и делать это самостоятельно рядом с нами.
«Объект этих упражнений не является их настоящей целью: ребенок подчиняется внутреннему стимулу» (5). - Сенсорная жизнь: маленький ребенок — это не что иное, как сенсорный исследователь, он постигает окружающий мир с помощью всех органов чувств.
Поэтому мы должны поощрять детей стимулировать их чувства: они «являются органами восприятия образов внешнего мира, необходимыми для интеллекта» (6). - Работа руки: именно благодаря манипуляциям ребенок приобретает все более точные знания об окружающем мире, формирует и развивает свой интеллект.
Ручной труд становится главным героем педагогики Монтессори. «Интеллект ребенка достигает определенного уровня без использования рук: с ручной деятельностью он достигает более высокого уровня, и ребенок, который использовал свои руки, имеет более сильный характер» (5). - Язык: развитие языка — это медленный процесс, который начинается с первых обменов с младенцем.
Качество языка, который слышит ребенок, поможет ему приобрести разнообразный и точный словарный запас. «Существует психическая потребность называть вещи. .. и если взрослые правильно реагируют на эту жажду слов, они могут предложить своим детям богатство и точность языка, которые останутся на всю жизнь» (7). - Руководство и творческие занятия: уважение к ребенку означает также, что нужно оставить место для его творчества, его жизненной силы.
«Если мы хотим позволить ему быть творческим, мы должны предоставить ему основу для освоения материала, преодоления техники и вхождения в искусство» (8).
«Препятствием будет любая внешняя вещь и тем более любая внешняя деятельность, отвлекающая тот хрупкий и оккультный жизненный импульс, который движет, хотя он еще не осознан» (6). - Глобальная подвижность: от рождения до 3 лет формируется координированное и добровольное движение, ребенок приобретает одну из основных характеристик человека: вертикальную позу.
Когда ребенок хорошо стоит на ногах, ему нужны занятия, которые заставляют работать все его мышцы.
«Самые абстрактные идеи, такие как идеи пространства и времени, зарождаются через движение. Это и есть тот фактор, который связывает дух с миром» (9). - Природа: «Подарите мир своему ребенку!» — так говорит Мария Монтессори родителям. Ее идея — дать им возможность познакомиться с облаками, рассветами, закатами, звездами, насекомыми, ветром, дождем, растениями, временами года, словом, с природой и ее чудесами.
«Освободите детей, побалуйте их: они бегают на улице, пусть бегают, когда идет дождь, они снимают обувь, когда находят лужи с водой, а когда трава на лугах влажная от мороза, они ступают по ней босыми ногами: они мирно отдыхают, когда дерево приглашает их заснуть в его тени» (6).
Конечная цель: применение метода Монтессори в студии
Что касается клинической деятельности и особенно профилактической деятельности гигиениста стоматологического, направленной на маленьких пациентов, знание метода Монтессори полезно для активизации планирования, связанного с личным уходом, способного развивать самостоятельность детей в возрасте от двух до шести лет.
Стоматологический гигиенист играет здесь ключевую роль, выражая свои образовательные навыки в профилактике кариеса и, прежде всего, в рутинных действиях по гигиене полости рта, которые мы обсудим в следующих выпусках.