Средства массовой информации, в частности Интернет, глубоко изменили отношения между врачом и пациентом: последний теперь активно участвует в получении информации. Этот процесс называется «грамотность в вопросах здоровья» и признан ВОЗ как инструмент, способный привести к позитивному процессу личностного роста.
Отношения между стоматологом и пациентом в настоящее время характеризуются взаимностью, при которой пациент активно участвует в выборе решений, касающихся его собственного здоровья. Эта новая модель взаимодействия пришла на смену патернализму, чему также способствовало появление средств массовой информации, которые повысили уровень знаний населения по вопросам здоровья. Склонность к поиску информации определяется как грамотность в вопросах здоровья и представляет собой набор «когнитивных и социальных навыков, которые мотивируют людей и позволяют им получать, понимать и использовать информацию таким образом, чтобы укреплять и сохранять свое здоровье» (Nutbeam, 1998).
На практике он выражает способность получать, понимать и использовать информацию, полезную для своего психофизического благополучия. В 1998 году Всемирная организация здравоохранения включила санитарную грамотность в число терминов Глоссария по укреплению здоровья, указав ее как важную стратегию расширения прав и возможностей, понимая под этим термином «процесс роста, как отдельного человека, так и группы, основанный на повышении самооценки, самоэффективности и самоопределения, который позволяет человеку узнать и выразить свой потенциал». В последние годы в научной литературе тесно связывают грамотность в вопросах здоровья с уровнем здоровья населения, считая, что хорошие уровни знаний и осведомленности соответствуют лучшему здоровью людей и наоборот. Грамотность в вопросах здоровья зависит от уровня образования человека, и когда он недостаточен, это может негативно сказаться на психофизическом благополучии, поскольку препятствует приобретению знаний, связанных со здоровьем.
Средствами массовой информации, которые обычно передают информацию о здоровье и являются источником знаний для населения, являются:
- новостные программы и другие информационные пространства;
- Колонки в телевизионном вещании;
- специализированные телевизионные передачи;
- Новости радио и другие новостные материалы;
- специализированные журналы;
- добавки и вкладыши о здоровье в ежедневных и еженедельных газетах;
- Периодические издания;
- Книги;
- Интернет.
- улучшение показателей здоровья населения;
- повышение осведомленности и использование профилактических услуг; снижение уровня ненадлежащего медицинского обслуживания;
- более низкий уровень госпитализации; возможность приобретения товаров, связанных с личным здоровьем (лекарства и сантехника);
- Повышение способности распознавать и уметь надлежащим образом сообщать о состоянии своего здоровья.
- иногда низкая надежность источников и риск сообщений, чрезмерно связанных с экономическим аспектом медицинских услуг (маркетинг здоровья и экономизация отношений с пациентом);
- манипулирование медицинской информацией;
- тенденция больше не считать консультацию врача незаменимой при классификации собственных симптомов в контексте конкретных патологий (исследования, проведенные Лондонской школой экономики, показывают, что около 46% людей, использующих Интернет для поиска информации о собственном здоровье, затем ставят себе самодиагноз);
- зависимость от информационной перегрузки, вызванная неспособностью людей правильно обрабатывать, интерпретировать и организовывать медицинскую информацию (тенденция, называемая зависимостью от информационной перегрузки);
- Ошибочные убеждения пациентов о состоянии своего здоровья или необходимых методах лечения, приобретенные через Интернет, которые ставят под сомнение роль медицинского работника в терапевтическом руководстве и сами коммуникационные отношения с пациентом.
- распространять стоматологическую информацию среди пациентов (через веб-сайты и информационные бюллетени);
- Обновление знаний стоматологов по более низкой цене и с меньшими затратами времени, например, с помощью дистанционного обучения (ODL);
- обмен информацией между стоматологами и между стоматологами и пациентами;
- собирать информацию о профессиональном и личном опыте;
- позволяют отдельным специалистам и организациям здравоохранения заявить о себе.
Медицинская грамотность зависит от уровня образования людей. Когда она недостаточна, это может негативно повлиять на психофизическое благополучие, поскольку препятствует приобретению знаний, связанных со здоровьем.