Медицинская грамотность в стоматологии: связь между стоматологом и пациентом

Средства массовой информации, в частности Интернет, глубоко изменили отношения между врачом и пациентом: последний теперь активно участвует в получении информации. Этот процесс называется «грамотность в вопросах здоровья» и признан ВОЗ как инструмент, способный привести к позитивному процессу личностного роста.

Отношения между стоматологом и пациентом в настоящее время характеризуются взаимностью, при которой пациент активно участвует в выборе решений, касающихся его собственного здоровья. Эта новая модель взаимодействия пришла на смену патернализму, чему также способствовало появление средств массовой информации, которые повысили уровень знаний населения по вопросам здоровья. Склонность к поиску информации определяется как грамотность в вопросах здоровья и представляет собой набор «когнитивных и социальных навыков, которые мотивируют людей и позволяют им получать, понимать и использовать информацию таким образом, чтобы укреплять и сохранять свое здоровье» (Nutbeam, 1998).

На практике он выражает способность получать, понимать и использовать информацию, полезную для своего психофизического благополучия. В 1998 году Всемирная организация здравоохранения включила санитарную грамотность в число терминов Глоссария по укреплению здоровья, указав ее как важную стратегию расширения прав и возможностей, понимая под этим термином «процесс роста, как отдельного человека, так и группы, основанный на повышении самооценки, самоэффективности и самоопределения, который позволяет человеку узнать и выразить свой потенциал». В последние годы в научной литературе тесно связывают грамотность в вопросах здоровья с уровнем здоровья населения, считая, что хорошие уровни знаний и осведомленности соответствуют лучшему здоровью людей и наоборот. Грамотность в вопросах здоровья зависит от уровня образования человека, и когда он недостаточен, это может негативно сказаться на психофизическом благополучии, поскольку препятствует приобретению знаний, связанных со здоровьем.

Средствами массовой информации, которые обычно передают информацию о здоровье и являются источником знаний для населения, являются:

  • новостные программы и другие информационные пространства;
  • Колонки в телевизионном вещании;
  • специализированные телевизионные передачи;
  • Новости радио и другие новостные материалы;
  • специализированные журналы;
  • добавки и вкладыши о здоровье в ежедневных и еженедельных газетах;
  • Периодические издания;
  • Книги;
  • Интернет.
  • улучшение показателей здоровья населения;
  • повышение осведомленности и использование профилактических услуг; снижение уровня ненадлежащего медицинского обслуживания;
  • более низкий уровень госпитализации; возможность приобретения товаров, связанных с личным здоровьем (лекарства и сантехника);
  • Повышение способности распознавать и уметь надлежащим образом сообщать о состоянии своего здоровья.
  • иногда низкая надежность источников и риск сообщений, чрезмерно связанных с экономическим аспектом медицинских услуг (маркетинг здоровья и экономизация отношений с пациентом);
  • манипулирование медицинской информацией;
  • тенденция больше не считать консультацию врача незаменимой при классификации собственных симптомов в контексте конкретных патологий (исследования, проведенные Лондонской школой экономики, показывают, что около 46% людей, использующих Интернет для поиска информации о собственном здоровье, затем ставят себе самодиагноз);
  • зависимость от информационной перегрузки, вызванная неспособностью людей правильно обрабатывать, интерпретировать и организовывать медицинскую информацию (тенденция, называемая зависимостью от информационной перегрузки);
  • Ошибочные убеждения пациентов о состоянии своего здоровья или необходимых методах лечения, приобретенные через Интернет, которые ставят под сомнение роль медицинского работника в терапевтическом руководстве и сами коммуникационные отношения с пациентом.
  • распространять стоматологическую информацию среди пациентов (через веб-сайты и информационные бюллетени);
  • Обновление знаний стоматологов по более низкой цене и с меньшими затратами времени, например, с помощью дистанционного обучения (ODL);
  • обмен информацией между стоматологами и между стоматологами и пациентами;
  • собирать информацию о профессиональном и личном опыте;
  • позволяют отдельным специалистам и организациям здравоохранения заявить о себе.
Читайте по теме:  Неприятный запах изо рта натуральные средства лечения

Медицинская грамотность зависит от уровня образования людей. Когда она недостаточна, это может негативно повлиять на психофизическое благополучие, поскольку препятствует приобретению знаний, связанных со здоровьем.