Работа стоматолога не может ограничиваться лечением патологий полости рта, но учитывать и знать психологические аспекты пациента.
На поведение пациента по отношению к фигуре стоматолога влияет социокультурная среда, в которой он вырос. Обычно именно боль побуждает его пойти к стоматологу, но надо сказать, что ее интенсивность не зависит от тяжести случая, а боль ощущается более или менее интенсивно в зависимости от прошлого опыта и текущей психологической картины. Это может показаться странным, но пациенты часто «бегут» в кресло с просьбой решить сначала эстетические проблемы, затем, и то не всегда, учитывается остальной план лечения!
Боль связана с телесными восприятиями, и сиюминутные психические установки пациента модулируют ее интенсивность. Случается, что беспокойство вызывает состояние напряжения, которое приводит к возникновению мышечной боли, усиливающей боль. Боль также может быть использована для разрешения эмоциональных конфликтов или для привлечения внимания к себе, если человек чувствует себя обделенным вниманием.
Лечить тревогу простыми психотерапевтическими средствами желательно для того, чтобы пациент был готов к сотрудничеству и максимально «сбросил» свои страхи. Если в стоматологической клинике пациенты найдут приятную обстановку, чуткий и готовый к психоэмоциональному воздействию персонал, а мы, стоматологи, будем готовы к сопереживанию, то проблем не будет. Понимающее отношение со стороны врача действует на пациента успокаивающе. Постановка диагноза, объяснение его в ясных выражениях и без спешки, уже оказывает психотерапевтический эффект. Во время беседы между врачом и пациентом устанавливаются короткие, но интимные и интенсивные отношения. Выбираются успокаивающие слова и поведение, принимаются установки, направленные на поощрение сотрудничества. Пациент часто не осознает своего психологического напряжения, которое он отрицает, и поэтому не может вступить в словесный разговор с врачом о своих проблемах. Врач становится психологом, и терапевтическая беседа должна характеризоваться большой терпимостью к часто иррациональному и регрессивному поведению пациента, который часто хочет, чтобы его только слушали, как будто у него нет места для диалога или возможности выпустить пар в своем окружении. Часто случается, что пациенты сообщают сиделке очень личные факты. В этом контексте человеческий аспект ухаживающего лица имеет решающее значение при подходе к новому, незнакомому и даже страдающему дентофобией пациенту.
Несмотря на то, что стоматологические технологии улучшились по сравнению с прошлым, что существует большее понимание важности профилактики и гигиены полости рта, а также растущее внимание к эстетике, все еще существует тревога перед стоматологом, которая проявляется как настоящий «страх лечения», передающийся от взрослого к ребенку, остающийся даже в зрелом возрасте на основе детского опыта; по оценкам, 15-20% населения испытывают эту проблему.
Что же делать?
- Поговорите с пациентом о том, что вы уже знаете, а также о чем-то новом, не обязательно связанном с причинами его визита. Часто неформальное отношение ухаживающего за пациентом оказывает успокаивающее действие.
- Никогда не разочаровывайте доверие, которое пациент готов оказать вам, дайте ему время, не торопясь.
- Четко сформулируйте диагноз и объясните его доступными словами.
- Успокаивайте пациента по поводу лечения, которое ему предстоит пройти, и всегда будьте доступны.
В заключение я хотел бы обратиться к родителям с несколькими простыми советами, которые помогут их детям и «облегчат» нашу работу: