Валидированные психометрические шкалы для измерения стоматологического страха/тревоги среди детей и подростков в Италии. Систематический обзор
Стоматологический страх/тревога представляет собой барьер, который предотвращает или откладывает стоматологическое лечение у детей и подростков. Целью данного исследования было провести обзор научной литературы, чтобы понять, существуют ли валидированные итальянские версии психометрических шкал CFSS-DS (Children’s Fear Survey Schedule-Dental Subscale) и MCDAS (Modified Child Dental Anxiety Scale) для измерения распространенности и средних значений баллов стоматологической тревожности у детей.
Элеонора Лупателли 1 , Стефания Де Джорджио 2 , Сара Коломбо 2, Сильвия Карузо 3, Алессандро Монтедори 4, Микеле Нардоне 5
1 Биомедицинские науки, отделение детской стоматологии, Университет Перуджи
2 Кафедра стоматологии матери и ребенка , Istituto Stomatologico Italiano, Милан
3 Факультет клинической медицины, общественного здравоохранения, наук о жизни
и окружающей среде, Университет Аквилы
4 Регион Умбрия, Служба планирования больничной помощи, Перуджа
5 Министерство здравоохранения, Генеральный секретариат, Рим
Резюме
Каждый седьмой ребенок/подросток страдает от высокого уровня стоматологического страха/тревоги, что препятствует или задерживает получение стоматологической помощи. Для того чтобы преодолеть это негативное психологическое состояние, необходима ранняя диагностика с использованием валидированных психометрических шкал, подходящих для детей, таких как CFSS-DS (Children’s Fear Survey Schedule-Dental Subscale) и MCDAS (Modified Child Dental Anxiety Scale). Целью данной работы было проведение обзора литературы для проверки наличия валидационных исследований, связанных с двумя вышеупомянутыми опросниками.
Методы. Был проведен детальный систематический поиск исследований, опубликованных на конец февраля 2016 года в наиболее релевантных электронных базах данных (Medline, Embase и Web of Science) с использованием хорошо откалиброванных терминов Mesh. Для извлечения данных были отобраны только исследования по надежности и валидности опросников CFSS-DS и/или MCDAS, проведенные на итальянских детях и подростках.
Результаты. Обзор литературы предоставил 905 статей, для 43 из которых был получен полный текст. Еще 5 полных текстов были получены в результате поиска доступных работ. Анализ всех полных текстов не выявил исследований, связанных с процедурами валидации, проведенных среди итальянских детей или подростков.
Выводы. Отсутствие валидированных исследований в Италии по двум наиболее значимым психометрическим шкалам (CFSS-DS и MCDAS) вызывает сомнения в том, что итальянские стоматологи уделяют внимание теме стоматологической тревожности среди детей и подростков. Поэтому в этой области необходимы дальнейшие методологически хорошо структурированные исследования на итальянской популяции.
Резюме
Каждый седьмой ребенок или подросток страдает от высокого уровня стоматологического страха/тревоги (DFA), что препятствует или откладывает посещение стоматологической службы. Для преодоления этого негативного психологического состояния необходимо проводить раннюю диагностику с помощью валидированных психометрических шкал, адекватных для детей, таких как Children’s Fear Survey Schedule-Dental Subscale (CFSSDS) и Modified Child Dental Anxiety Scale (MCDAS). Целью данной статьи является обзор литературы для проверки существования валидационных исследований, касающихся двух вышеупомянутых опросников.
Методы. Было проведено подробное систематическое исследование исследований, опубликованных в конце февраля 2016 года в наиболее релевантных электронных базах данных (Medline, Embase и Web of Science) с хорошо выверенными словами Mesh. Для извлечения данных были отобраны только исследования, сообщающие данные о надежности и валидности CFSS-DS и/или MCDAS, проведенные среди итальянских детей и подростков.
Результаты. В результате обзора литературы было получено 905 записей, для 43 из которых был получен полный текст. Кроме того, еще 5 полных текстов были получены в результате поиска доступных статей. После изучения всех полных текстов не было найдено исследований, сообщающих о процедурах валидации, проведенных среди итальянских детей или подростков.
Заключение. Отсутствие валидированных исследований в Италии по двум наиболее значимым психометрическим шкалам (CFSS-DS и MCDAS) вызывает опасения по поводу внимания, уделяемого итальянскими стоматологами вопросу стоматологической тревожности детей/подростков. Дальнейшие методологически хорошо проведенные исследования в этой области должны быть выполнены на итальянской популяции.
Стоматологический страх/тревога — это состояние, от которого страдают не только дети и подростки, но и взрослое население. Почти каждый седьмой страдает от высокого уровня стоматологической тревоги, что препятствует адекватному качеству и полноте лечения в кресле 1, 2 . Это состояние также приводит к потере времени и увеличению стоимости лечения 3, а также к стрессу для стоматолога 4.
Стоматологическая тревога является значительным препятствием, предотвращающим или откладывающим стоматологическое лечение у детей, сравнимым по важности с хорошо известными социальными факторами, такими как низкий доход семьи, уровень образования родителей, географический район, высокая стоимость стоматологического лечения и низкая осведомленность педиатров 5, 6 . Непосредственным следствием такого низкого уровня стоматологического лечения детей является наличие 621 миллиона детей в мире с нелеченными молочными зубами 7 . Ранняя и регулярная программа посещения стоматолога является положительной привычкой для профилактики, ранней диагностики и лечения кариеса у детей 8 .
Преимущества особенно очевидны, когда дети наблюдаются у стоматолога с трехлетнего возраста 9 .
Среди причин снижения обращаемости за стоматологической помощью больше всего стоматологов беспокоит стоматологическая тревога 10 . Первый визит к стоматологу может стать травмирующим опытом, особенно если маленьким пациентам приходится сталкиваться с такими триггерами страха, как стоматологические инъекции 11-17 , вид или звук бормашины 11, 12, 15, 18, 19 , удаление зуба 19-22 , удушье 15 и лечение незнакомым человеком 15, 16, 19 .
Однако, причины стоматологической тревоги не следует связывать только с обстановкой в стоматологическом кабинете; другие факторы или личностные особенности могут играть важную роль в возникновении этого состояния, например, генерализованная тревога 10, 23, 24, настроение 23, характер 24, 25, эмоциональное состояние 26, родительский стоматологический страх 11, 27-30 и социальный статус семьи 31, 32.
Стоматологическая тревожность как «черта» личности выражает базовую склонность ребенка испытывать страх во время стоматологического обследования и лечения и обычно измеряется с помощью психометрических шкал 33 , которые позволяют провести предварительную (до лечения) оценку стоматологической тревожности; это инструменты для планирования конкретных процедур лечения детей, когда диагностируется высокий уровень стоматологической тревожности 34 .
Дети, которые боятся проходить стоматологические осмотры, чаще демонстрируют негативные реакции/поведение, которые мешают правильному проведению лечения. Негативная реакция детей в стоматологическом кресле мешает стоматологу проводить лечение; эти «трудности управления стоматологическим поведением», как называют такие реакции, могут быть оценены и измерены стоматологами с помощью специальных шкал (например, шкалы Франка).35 Существуют и другие методы измерения тревожности. Существуют и другие методы измерения стоматологической тревожности, такие как «физиологическая» оценка и «проективные тесты».2, 36 Физиологическая оценка основана на оценке стоматологической тревожности. Физиологическая оценка основана на изменении физиологических параметров пациентов, таких как частота сердечных сокращений или пульс, а также уровень кортизола в слюне, однако мнения о достоверности физиологических измерений в литературе противоречивы 37 . Кроме того, в отношении некоторых видов измерений, таких как тесты на кортизол, были высказаны дополнительные сомнения относительно стоимости и сложности применения в повседневной практике 33 . Проективные тесты, основанные на психологической интерпретации детских рисунков стоматологической среды (например, стоматолога), считаются валидным и интересным методом оценки стоматологической тревожности 38 , однако в отношении их надежности высказываются некоторые сомнения 36 .
После обзора научной литературы по стоматологической тревожности среди детей нам удалось выявить только две психометрические шкалы, разработанные и созданные специально для детей и подростков: MCDAS (модифицированная шкала детской стоматологической тревожности) и CFSS-DS (опросник детских страхов — стоматологическая субшкала). Оба они состоят из вопросов (пунктов), описывающих ситуации, с которыми детям и подросткам приходится сталкиваться, сидя в стоматологическом кресле (например, при виде инъекции или при удалении зуба). На каждый вопрос ребенок может указать свой страх по пятибалльной шкале оценки, начиная от «совсем не боюсь» (1 балл) до «очень боюсь» (5 баллов), называемой шкалой Лайкерта. CFSS-DS состоит из 15 пунктов с диапазоном баллов от 15 до 75 39 , а MCDAS состоит из 8 пунктов с диапазоном баллов от 8 до 40. Переводы этих психометрических шкал должны быть валидированы на предмет их пригодности для использования в данной популяции; отсекающее значение, указывающее на очень испуганных субъектов, также должно быть создано ad hoc для исследуемой популяции.
Целью данного исследования было провести обзор современной научной литературы, чтобы понять, существуют ли валидированные итальянские версии шкал CFSS-DS и MCDAS для измерения распространенности и средних значений баллов стоматологической тревожности среди детей и подростков.
Методы
Критерии включения
Дизайн исследования:Данный обзор включает только кросс-секционные и когортные исследования, содержащие данные о валидности и надежности итальянских версий CFSS-DS и MCDAS.
Популяция:дети и подростки (возраст 0-19 лет) без системных заболеваний или диагностированных психологических расстройств.
Среда:Частные и государственные стоматологические клиники (общие или педиатрические), а также школы и детские сады.
Конечная точка:Первичные данные представлены коэффициентами надежности и валидности двух шкал, используемых для измерения черты стоматологической тревожности у детей и подростков, CFSS-DS (Children’s Fear Survey Schedule-Dental Subscale) и MCDAS (Modified Child Dental Anxiety Scale).
Вторичные результаты представлены средним баллом и распространенностью стоматологической тревожности, зарегистрированной в популяции итальянских детей и подростков, на которых проводилась валидация опросников.
Критерии исключения
Редакционные статьи, отчеты о случаях и ретроспективные исследования в данном обзоре не рассматривались. Исследования с числом участников менее 50 человек, а также исследования, в которых сообщалось только о валидности или только о надежности, не включались. Кроме того, были исключены исследования, проведенные не в Италии, а также исследования без четко выраженных показателей корреляции для процедур валидации шкал CFSS-DS и MCDAS. Наконец, также были исключены исследования, написанные не на английском или итальянском языках.
Поиск литературы
Была принята стратегия поиска, подходящая для Medline, но соответствующим образом пересмотренная для каждой базы данных (Medline, Embase, Web Of Science). Весь набор терминов Mesh и их комбинации для проведения подробного обзора литературы по надежности и валидности итальянских версий опросников CFSS-DS и MCDAS представлены в таблице 1. Исследование было проведено в феврале 2016 года.
Отбор исследований
Все документы, определенные как потенциально релевантные для полнотекстового обзора, полученные в результате поиска в базах данных, были сохранены в EndNote X7, программном пакете управления библиографией, и объединены в центральную базу данных. Дубликаты выявленных документов были исключены. Поиск документов, представляющих интерес для данного обзора, осуществлялся также путем обращения к другим источникам, таким как учебники и списки ссылок соответствующих исследований и обзоров. Детальная проверка названий и аннотаций всех найденных работ была проведена двумя независимыми рецензентами (GL, EL). Затем были получены полные тексты статей, которые потенциально соответствовали критериям включения, для извлечения данных. Поиск проводился до марта 2016 года. Расхождения разрешались путем обсуждения или, когда разрешение было невозможно, путем оценки третьим лицом — автором рецензии (RG).
Извлечение и обработка данных
Извлечение данных проводилось двумя независимыми рецензентами (SC, LP), расхождения разрешались путем обсуждения или обращения к мнению третьего рецензента (RG). Извлеченные данные были собраны в специальную таблицу. Полученные данные описывали наиболее важные характеристики исследований, такие как год публикации, страна и место проведения исследования, характеристики участников (количество, возраст, пол), тип использованной психометрической шкалы, тип коэффициента корреляции, использованный для анализа надежности и валидности, а также средний балл и данные о распространенности стоматологической тревожности в популяции итальянских детей, на которых были валидизированы шкалы CFSS-DS и MCDAS.
Анализ данных
Для каждого исследования, отвечающего критериям включения, оценивались коэффициенты надежности и валидности психометрических шкал, чтобы проверить, достаточны ли их значения для демонстрации того, что шкалы CFSS-DS и MCDAS являются валидными и надежными инструментами для измерения стоматологической тревожности. Для вторичных исходов были получены грубые оценки распространенности (количество случаев/размер выборки) вместе со стандартными ошибками. Показатели распространенности были преобразованы в логит-оценки по следующей формуле: lp = ln [p/ (1 — p)], где lp = логит-оценка события; ln = натуральный логарифм; p = оценка на уровне исследования 40, 41 . Модель случайных эффектов ДерСимониана и Лэрда была использована для кластеризации логит-оценок событий 42 . Затем объединенные оценки логитов были преобразованы в оценки распространенности по следующей формуле: p = elp/(elp + 1): где p = распространенность, а e = основание натурального логарифма 43 . Гетерогенность показателей распространенности оценивалась с помощью индекса I2 44 .
Результаты
Поиск в электронных базах данных (Medline, Embase, Web Of Science) выявил 905 документов. Из всего набора отобранных документов был удален 491 дубликат и отсеяно 414 документов. После детальной оценки названий и аннотаций 38 документов были признаны релевантными для полнотекстового обзора. Кроме того, пять полных текстов были получены путем ручного поиска из учебников и списков библиографических ссылок соответствующих клинических исследований и обзоров. В целом, было получено 43 полных текста, которые были оценены на предмет соответствия требованиям. Процесс скрининга в исследовании описан на рисунке 1.
Рисунок 1
Все 43 исследования были исключены, поскольку ни одно из них не соответствовало требованиям включения (Таблица 2).
Таблица 2
Обсуждение
Боязнь зубов — это проблема, вызывающая интерес во всем мире, которая также описана среди итальянского населения. Согласно обзору литературы последнего десятилетия, было установлено, что наиболее распространенный подход к изучению стоматологического страха связан с хирургическим лечением зубов у взрослых пациентов: экстракцией третьего моляра или имплантацией или пародонтальной хирургией. Такой интерес может быть связан с тем, что хирургия является одной из самых инвазивных стоматологических процедур, которая легко вызывает тревогу у пациентов 45-49 . В этих исследованиях психометрические шкалы использовались в основном для взрослых пациентов и имели характеристики, отличные от тех, которые рассматриваются в данном обзоре, например, оригинальные или модифицированные версии шкалы стоматологической тревожности (DAS или MDAS) и визуальной аналоговой шкалы (VAS). По-прежнему рассматривая взрослое население Италии, было выявлено еще одно исследование, посвященное страху зубов в связи с бруксизмом, в котором использовались психометрические шкалы, которые были полезны для взрослых, но не для детей 48 .
Исследования страха перед зубами в итальянском населении, как в педиатрической, так и во взрослой популяции, в целом были немногочисленны. В трех исследованиях сообщалось о распространенности стоматологической тревожности среди детей с учетом широкого спектра переменных, относящихся как к особенностям и опыту детей, так и к их семейному и социальному окружению 50-52 . Что касается подросткового возраста, то было найдено только три исследования, посвященные итальянским подросткам. Первый, проведенный в нескольких однородно распределенных европейских странах, соотнес индексы кариеса dmft/DMFT с боязнью зубов 53 ; второй исследовал причины боязни зубов среди подростков, а третий сравнивал уровень боязни зубов среди пациентов, прошедших стоматологическое лечение, с нелеченными субъектами.
Анализ показал, что нет исследований, описывающих процедуры валидации, проведенные среди детей и подростков в Италии.
Выводы
Отсутствие валидных исследований, проведенных среди итальянских детей и подростков, должно стимулировать проведение более целенаправленных исследований для оценки надежности и валидности наиболее полезных психометрических шкал для детей, таких как CFSS-DS и MCDAS. Отсутствие в Италии психометрических шкал, валидированных для детей, вызывает опасения относительно реального интереса стоматологов к необходимости измерения стоматологической тревожности для определения целевых стратегий преодоления такой специфической негативной личностной черты и, таким образом, проведения адекватного стоматологического лечения.
Финансирование
Исследование финансировалось Национальным центром профилактики и контроля заболеваний, Министерство здравоохранения (финансирование CCM 2015). Спонсор исследования не принимал участия ни в разработке дизайна исследования, ни в сборе, анализе и интерпретации данных, ни в написании статьи, ни в принятии решения о ее публикации. Авторы заявляют о своей независимости от спонсоров исследования.