Тревога может влиять на стоматолога как по отношению к пациенту, в рамках терапевтических отношений, так и по отношению к самому себе при выполнении своей профессиональной деятельности
Считается, что термин тревога был введен Сореном Кьеркегором для обозначения состояния, которое, в отличие от страха, всегда вызываемого чем-то конкретным, не относится ни к чему конкретному, а обозначает состояние человеческого существования, которое является не реальностью, а возможностью, в том смысле, что человек становится тем, кем он является, в зависимости от выбора, который он делает, и возможностей, которые он реализует. Как утверждал сам Кьеркегор: «…Нет ничего, что пугало бы человека больше, чем осознание безмерности того, что он способен сделать и стать…». С психоаналитической точки зрения, тревога определяется текущими конфликтами, которые могут быть прослежены до накопления соматического сексуального напряжения, которое, из-за отсутствия психической обработки, не может быть связано с каким-либо репрезентативным содержанием и, следовательно, трансформируется непосредственно в соматические симптомы, такие как головокружение, одышка, нарушения сердечной деятельности, потливость или в фобические симптомы, без возможности прочтения символического заменителя подавленной репрезентации. С этой точки зрения, рот имеет сильное сенсорное и эмоциональное, а значит, реляционное и символическое значение.
Он может вызывать приятные ощущения, интерпретируемые как «удовольствие», или неприятные ощущения, интерпретируемые как «боль».
Если мы оцениваем взаимодействия новорожденного с матерью, имеющие фундаментальное значение для его психологического развития, то они могут быть следующего типа:
- тактильные/приоцептивные, такие как поцелуи, ласки и объятия;
- обоняние, так как новорожденный ребенок распознает запах материнского молока;
- визуальный, учитывая важность взгляда;
- кормление, например, грудное вскармливание, необходимое для выживания.
На основании их «качества» малыш делает оценку хорошей или плохой мамы, фундаментальную затем для развития аффективных семейных отношений.
Если мы рассмотрим описанные выше аспекты взаимодействия, то поймем, насколько важную роль в них играет рот. Если мы продолжим анализ типов взаимоотношений взрослых со сверстниками, то сможем выделить их в:
- коммуникативные (вербальные, паравербальные, невербальные);
- эмоциональные, такие как выражение лица, улыбка, внешний вид;
- аффективный;
- сексуальный, например, соблазнение, сексуальная привлекательность, половой акт;
- конфликтный (агрессия, защита);
- convivial.
Также в этом случае мы понимаем, насколько важен рот. Если мы обратимся к символу, который, как мы видели, является фундаментальным в структуре тревоги, и захотим проанализировать символизм рта, мы можем оценить его в различных аспектах:
- агрессия, понимаемая как прожорливость;
- стиснуть зубы, чтобы не закричать (держать все в себе);
- связь полости рта с расстройствами пищевого поведения (анорексия, булимия);
- скрежетать зубами как выносливость;
- демонстрация зубов в качестве агрессии;
- отношения между ртом и материнской фигурой (засос);
- сосание у взрослых (курение сигарет, сигар, трубок);
- связь между ртом и сексуальными расстройствами (оральная фаза Фрейда);
- использование зубов, включая зубы животных, в качестве амулетов;
- модификация губ и зубов как символ власти или социального ранга.
Все это обычные образы или ссылки на народные традиции, объясняющие символическое значение рта. При оценке взаимосвязи тревоги и рта нельзя забывать о парафункциях, также понимаемых как возможный этиологический агент мышечно-жевательного расстройства, височно-нижнечелюстного расстройства. Эта тема заслуживает отдельного обсуждения. Подводя итог, можно сказать, что все порочные привычки, или парафункции, как мы их называем, увеличивают активность жевательных мышц и нагрузку на височно-нижнечелюстные суставы, что со временем приводит к дисфункции.
Дневные парафункции — такие как сжимание, размалывание, онихофагия, привычка помещать губы или предметы между зубами — происходят ниже уровня сознания, поэтому они являются автоматическими движениями и связаны с состояниями тревоги, стресса, концентрации или физического усилия. Их можно «контролировать», хотя и не всегда легко, если заставить пациента осознать их и дать ему/ей поведенческие инструкции, чтобы избежать их. В некоторых случаях, когда субъект не в состоянии «управлять» тревогой, стрессом и связанными с ними парафункциями, можно использовать тренинг биологической обратной связи или формы поведенческой психотерапии.
Ночной бруксизм, который может быть центрическим (стискивание) или эксцентрическим (скрежетание), в последней классификации расстройств сна (ICSD-2 2005) классифицируется как двигательное расстройство, связанное со сном, тогда как в предыдущей (ICDS-1 1991) он классифицировался как парасомния, а значит, как нежелательное движение, возникающее во время сна. По мнению Ж.Ж. Лавинье, он, вероятно, модулируется функцией определенных нейротрансмиттеров, таких как норадреналин, дофамин, серотонин и габа. Это происходит на 1-2 стадиях сна NonRem.
Широко распространен в популяции, встречается в 60% случаев «нормального» сна и колеблется во времени у одного и того же человека. Хотя точно неизвестно, что именно вызывает это заболевание, несомненно, что существуют факторы, которые ухудшают его состояние и, таким образом, становятся причиной височно-нижнечелюстных расстройств. Наиболее влиятельными из них являются тревога и стресс, затем курение, кофеин, алкоголь и все вещества, возбуждающие нервную систему.
Гиперактивности жевательных мышц (RMMA) при ночном бруксизме всегда предшествует возбуждение, которое соответствует активации симпатической нервной системы. Сильная корреляция с тревожностью очевидна и в этом случае. Фактически, при лечении ночного бруксизма — в дополнение к шинированию, если это необходимо, и поведенческому перевоспитанию — научно обоснованная литература указывает на «управление» тревогой с помощью фармакотерапии, биологической обратной связи или психотерапии. Стоматолог может быть призван лечить пациента с тревожностью, парафункциями и височно-нижнечелюстным расстройством, но может и сам стать жертвой этих расстройств, поскольку занимается особенно «стрессовой» профессией. Полезно отличать тревогу от стресса, даже если в действительности психофизиологические проявления накладываются друг на друга.
По сравнению с первым, которое относится к «психической структуре» индивида, второе можно определить как интенсивную эмоциональную реакцию на ряд «внешних стимулов», которые приводят в движение физиологические и психологические реакции адаптивного характера. Если усилия субъекта по адаптации не удаются, поскольку стресс превышает возможности реагирования, человек подвергается повышенной уязвимости к психологическим или соматическим заболеваниям или к обоим. С этой точки зрения, с психологической точки зрения, стресс можно рассматривать как функцию отношений между, с одной стороны, человеком и, с другой стороны, средой, которую человек считает утомительной или превышающей его ресурсы и вредной для его благополучия.
Защитно-адаптивная реакция на стресс, называемая общим адаптационным синдромом, характеризуется фазой тревоги с гормональными биохимическими изменениями, фазой сопротивления, когда организм функционально организует себя в защитном смысле, и фазой истощения, когда защитные силы разрушаются и невозможность дальнейшей адаптации. Опрос 347 британских стоматологов, проведенный преподавателем из Йоркшира Дж. Тейлором, показал, что 19% участников заявили, что испытывают стресс от своей работы каждый рабочий день, более трети испытывают стресс в большинство рабочих дней, 28% — от одного до трех дней в неделю, 14% — реже одного раза в неделю. Только 2% говорят, что никогда не испытывают стресса.
Из вышесказанного можно сделать вывод, что тревога и стресс влияют на стоматолога не только в отношении заботы о своих пациентах, но и в отношении заботы о себе в связи со своей профессией.