В этике средство против ошибок в стоматологии

Чтобы избежать ошибок в стоматологии(диагностических, терапевтических или поведенческих) — тема, которой мы занимаемся на страницах«Современный стоматолог», стоматолог должен опираться на практические и теоретические знания, на научную литературу, но не только. «Чтобы не допустить стоматологической халатности, нам нужно вернуться к рассмотрению пациента как человека, которого нужно лечить, а не как клиента», — говорит Доменико Массирони, хирург, специалист по одонтостоматологии, пионер с 1988 года в использовании операционного микроскопа в области эстетического протезирования и автор нескольких книг, посвященных стоматологической точности и эстетике.

Доменико Массирони, врач-хирург, специалист по одонтостоматологии, пионер с 1988 года в использовании операционного микроскопа в области эстетического протезирования и автор нескольких книг, посвященных точности и эстетике зубов. «В своей работе я всегда ставлю пациента на первое место, придавая большое значение диагнозу, — говорит он, — это способ избежать ошибок в стоматологии».

«Сегодня, наоборот, в Италии, а также за рубежом, — говорит Массирони, который проводит курсы и конференции по всему миру и поэтому хорошо знаком с профессиональной ситуацией за рубежом, — стоматолог склонен смотреть на пациента глазами человека, который рассчитывает на то, что сможет чего-то добиться, а не того, кто просто хочет его вылечить. Именно поэтому нередко можно встретить пациентов, которые прошли ненужные и дорогостоящие диагностические исследования, или которым не был поставлен правильный диагноз, а значит, и альтернативные варианты лечения, которые всегда должны быть представлены пациенту: по моему опыту, это самые частые ошибки в стоматологии.

Диагноз прежде всего

Без адекватного эндодонтического и пародонтологического исследования, например, указывает Массирони, невозможно предложить какое-либо терапевтическое лечение и быть уверенным в том, что не впадешь в ошибку. «Не говоря уже о терапевтическом выборе, который отдает предпочтение имплантологии, а не, когда это возможно, — говорит Массирони, — лечению естественными элементами». И если вариант терапии диктуется не клиникой, а экономическим удобством лечения в пользу стоматолога, то мысль переходит к этике. «Я замечаю тенденцию отдавать предпочтение полным и полноарочным реабилитациям без клинических причин и мотивов«, говорит Массирони, «или терапии с эстетическими целями, которые можно было бы получить простым домашним отбеливанием: что это, если не отсутствие профессиональной этики?».

Читайте по теме:  Перекрестный прикус

Стоматолог должен вернуться к роли врача, говорит известный специалист, заново открывая подлинное значение диагноза, который является ничем иным, как результатом первого визита и клинико-диагностических исследований, необходимых для постановки диагноза пациенту. «Диагностика является основной частью нашей работы, — говорит Массирони, — без правильного диагноза невозможно ни назначить терапию, ни, тем более, сделать прогноз».

«Дочерний тест» и Кант во избежание ошибок в стоматологии

Именно профессиональная этика, а также здравый смысл и благоразумие всегда подсказывают стоматологу необходимость предлагать пациенту различные терапевтические альтернативы, никогда не склоняясь перед логикой рынка. «Проблема в том, что современный пациент хочет от лечения качества, низких цен и быстроты исполнения, — говорит Массирони, — но трудно сохранить эти элементы вместе». Именно мы, профессионалы, должны показать пациенту наилучший путь, полагаясь на свои навыки и, в конечном счете, на этику: один из способов подвергнуть себя испытанию — пройти«дочерний тест»«. Если бы стоматологи относились к своим пациентам так, как они относятся к своим близким, проблема бы не возникла, отмечает Массирони, и это самый правильный способ организовать терапию, не преклоняясь перед личными интересами, но и не идя на поводу у просьб пациента только потому, что они удобны для хорошего управления практикой.

«Сколько раз мне приходилось отсылать человека, потому что мне не хотелось проводить лечение, которое меня не убедило?» — говорит Массирони, который также любит вспоминать о происхождении этики как размышления о практическом поведении человека, когда он сталкивается с добром и злом. Эта рефлексия зародилась у Сократа, Платона и Аристотеля, а затем достигла своего полного выражения в эпоху Просвещения, особенно у Иммануила Канта. «Именно Кант пытался определить рациональные предпосылки моральных поступков человека, — вспоминает Массирони, — говоря о необходимости этики, полностью свободной от каких-либо внешних целей и основанной на строгом чувстве долга и уважении к свободе других». Отношение, которое, не желая предавать принципы категорического императива Канта, также кажетсяполезным для удержания ошибок от изучения.